Леонид Сергеевич Потапов (30 января 1907, Москва - 25 октября 1948) — советский шашист, мастер спорта СССР.
Трижды призёр чемпионатов СССР по русским шашкам (серебро и две бронзы).
Проживал в Москве, на Ольховской улице, д.8, кв.10
(как было указано на 14 странице совместной с Раммом книги «Курс дебютов»).
Литература
Л. С. Потапов, Л.М.Рамм. «Курс дебютов». - Ленинград: ФиС.- 1938 Количество страниц: 166
Вид шашек: русские
Руководство к изучению шашечной игры.
Книга является одной из самых первых попыток создания систематического труда, освещающего в полной мере такие стадии
игры в русские шашки, как начало игры (дебют) и ее середина (миттельшпиль). Определены термины, характеризующие игру
в шашки, и закреплены названия шашечных дебютов.
Для того, чтобы выиграть в шашки, необходимо получить в процессе игры какое-нибудь преимущество. Это преимущество
может иметь разные формы. Об этом, а также о том, как построить стратегический план игры, можно узнать на страницах
данной книги.
В книге рассмотрены более 25 дебютов в русские шашки и различных систем разыгрывания начальной стадии игры.
Описание: Одна из первых монументальных книг по теории дебютов в русские шашки. Авторами впервые сделана попытка
обобщить накопленные знания и дать строгое определение понятиям, применяемым в шашках (например, "дебют", "атака",
"центр" и др.), а также закрепить названия дебютов. Кроме этого даны некоторые рекомендации по развитию игры.
В книге приведена теория по примерно 20 дебютам в русских шашках.
Мастера спорта И. КОЗЛОВ, Б. МИРОТИН (Москва)
ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ
Их было трое друзей: Лев Глезер, Леонид Потапов и Макс Шапиро. Они были молоды; очень отличались друг от друга
характерами и увлечениями. Сближала их увлеченность шашками и... общий учитель. Их первые шаги направлял легендарный
Сергей Андреевич Воронцов. Как вспоминает Л. Глезер, когда он и Л. Потапов получили звание мастера, С. А. Воронцов
с гордостью называл их своими «выучениками».
Разные по своим склонностям, они переняли у своего учителя и разные качества. Лев Глезер отличался богатой памятью.
В известной степени это черта профессиональная. Он букинист, а эта профессия требует энциклопедических знаний.
Лев Абрамович не любил шаблона и всегда старался сыграть поинтересней. «Чем хуже, тем лучше», — утверждал он.
Действительно, уклоняясь от теории, он часто получал опасные позиции, но, великолепно чувствуя себя среди «минных полей»,
обычно первым успевал вызвать комбинационный взрыв.
Его противоположностью был Леонид Сергеевич Потапов — мастер строго позиционного стиля. Он обладал солиднейшими
теоретическими познаниями благодаря большой аналитической работе. Вместе с ленинградцем Л. М. Раммом он написал первый
«Курс дебютов», ставший важным этапом в разработке теории русских шашек.
Потапов был не только крупным теоретиком, но и сильным практиком. Он успешно выступал в ответственных соревнованиях,
еще в 1927 году стал чемпионом Москвы.
Макс Ноевич Шапиро не имел настолько резкого уклона в сторону тактики или стратегии. Его шашечный стиль был уравновешенным.
Он умел и провести четкий позиционный план, и блеснуть, при случае, эффектным ударом.
Лучше всего трех друзей характеризуют сыгранные ими партии.
Л. А. ГЛЕЗЕР.
А. Бородинский — Л. Глезер
1. сb4 bс5 2. bс3 fe5 3. ef4 ef6 4. ba5 fg5 5. cb4 g:e3 6. f:f6 g:e5 7. gh4.
Первым начал применять эту систему московский мастер Яков Брониславович Вертман.
7. ... hg7 8. hg3 fe7 9. аb2 cd4 10.gh2 gf6 11. gf4 e:g3 12. h:f2 fe5 13. hg3 hg5 14. gh4?. Белые рассчитывали этим нападением создать у противника цугцванг, но не все учли ...
14. ... dc3! 15. b:f6 de5 16. f:d4 ed6 17. h:f6 de7
18. f:b6 a:g1, и черные выиграли.
Л. С. ПОТАПОВ.
А. Карицкий — Л. Глезер
1. gf4 bc5 2. cd4 cb6 3. dc3 ba5 4. db6 a:c7 5. fg3 fe5 6. ed2 ab6 7. gh4 e:g3 8. h:f4 bc5 9. cd4 cb6 10. bc3 ba5
11. d:b6 a:c7 12. ab2 cb6 13. gf2 ba7 14. cd4 dc5 15. bc3 ba5 16. d:b6 a:c7 17. cd4 gf6 18. ab4 cb6 19. bc5?.
Этот естественный ход повлек за собой катастрофу.
19. ... fe5! 20. f:d6 fg7! 21. d:f8 de7 22. f:d6 hg5 23. h:f6 g:b8 с разгромом.
Л. Потапов — М. Шапиро
1. cd4 fg5 2. bс3 gf6 3. cb4 ba5 4. dc5 а:с3 5. d:b4 gh4 6. ab2 hg7 7. gf4 fg5 8. hg3. Острый ход. Подобные «импровизации»
Потапов основательно подготавливал в своей домашней лаборатории. Поэтому когда кто-либо удивлялся опасным ходам с его
стороны, знающие Потапова говорили: «Леня знает, что делает!»
8. ... gf6 9. ed2! fe5 10. ba5 d:b4 11. а:с3 cd6 12. cb4 ab6 13. bс3 ef6 14.bа5 fe7?. Проигрывает. 15. а:с7 d:b6 16. сb4 bс5 17. bа5 bс7.
18. аb4! с:а3 19. dc3 ed4 20. c:g7 h:f8 21. f:h6 de5 22. cd2 ed6 23. dc3 cb6
24. a:c7 d:b8 25. ed4 ab2 26. d:f6 b:d4 27. fg7 dc3 28. gh8 cd2 29. gf4, и белые выиграли.
Л. Шапиро — С. Коврев
1. cd4 hg5 2. gh4 dc5 3. hg3 ed6 4.gf4 gh6 5. bс3 fe7?. Попытка осложнить игру оказалась роковой для черных.
6. аb2! bа5 7. d:b6 a:c5 8. cd4.
8. ... de5. Черные затеяли перегруппировку сил, которая превращается в комбинационный триумф белых.
9. d:b6! e:g3 10. ab4!! a:a1 11. ed4! с:а5 12. gh2 a:e5 13. h:f8 gf4 14. fe3 fg5 15. h:f6 fg3 16. fd6! gh2
17. fe7! d:f6 18. dg3 h:f4 19. e:e7. Черные сдались.
Л. Глезер — М. Шапиро
1. cb4 fg5 2. bс3 gf4 3. e:g5 h:f4 4. g:e5 d:f4 5. ba5 gf6 6. ab2 hg7 7. cb4 fe5 8. fg3 ed6 9. ef2 gf6 10. bc5 d:b4
11. a:c3 fg7 12. gh4 gh6 13. fe3 hg5! 14. gf2?. Промедление. Надо было играть 14. cb4, не пуская черных на с5.
14. ...bс5!.
15. сb4 cd4! 16. е:с5 ed4! 17. с:е3 fе5! 18. h:d4 ab6 19. e:g5 bс5 20. db6 c:a1. Белые сдались.
Pодом из Питера
В год 70-летия Советской Армии и в преддверии Дня Победы мы вновь и вновь
вспоминаем имена тех, кто встал на защиту Родины в грозные годы Великой
Отечественной, и низко кланяемся им. В их числе и двое ленинградцев, которые
отмечают в этом году свое 75-летие.
Еще со времен А. Д. Петрова в России плодотворно развивалось заданное
творчество. И не будет преувеличением сказать, что огромный вклад в него внес
Николай Николаевич Пустынников. Первые, еще не совершенные, позиции
ленинградского школьника появились в печати в конце 20-х годов. По мере изучения
богатейшего творческого наследия виртуозов заданного жанра Н.Панкратова, П.
Боброва, Д. Саргина и А. Шошина он все глубже постигал гармонию идей и финалов.
И новые произведения молодого композитора стали все чаще привлекать внимание
знатоков сочетанием необычных маневров и финалов, чистотой отделки.
Лучшие работы были созданы Пустынниковым, по «по мнению, в середине 30-х годов.
Одним из первых он принялся за освоение стоклеточной доски. Причем некоторые
задачи оказались отмеченными на конкурсе газеты «64» еще в 1939 году. Прямо со
студенческой скамьи отправился Н. Пустынников на ленинградский фронт. В конце
1941 года он был тяжело ранен. Затем блокада, работа в военных госпиталях, не
раз отмечавшаяся наградами. После войны (и по сей день!) Николай Николаевич
работает
врачом-лаборантом в г. Тихвине Ленинградской области, свободное время
по-прежнему отдавая давнему увлечению. Им составлено более тысячи произведений.
Написал он и две книги по заданной композиции (1948, 1951), с 1959 года
бессменно ведет раздел в журнале «Шашки», с 1968-го является постоянным
консультантом по задачам в журнале «64— ШО».В числе первых в 1958 году ему было
присвоено звание мастера по композиции. Он был победителем на всесоюзных и
республиканских конкурсах, дважды
удостаивался серебряных медалей на чемпионатах страны.И как не согласиться с
высказыванием лауреата Государственной премии Г. Чеховича: «Каждое произведение
Пустынникова при безукоризненной технической отделке отличается интересным и
глубоким содержанием. Его каждая задача — это не механическое соединение двух
или более вариантов; в ней всегда заключается новая и интересная идея или в виде
тонкой маневренной игры, или оригинального приема решения, неожиданной жертвы,
необычного сочетания финалов и т. д.».
Эту задачу судья конкурса С. Колмановский признал лучшей миниатюрой
послереволюционного периода на запирание дамки с простой
и присудил ей первый приз.
[img]http://fmjd.org/dias2/save/13452825075.png[/img]
1. dg7! b : g1 (A) 2. gf6 и 3. a:g1.
А. 1.. .h : h4 2. сЬ4, 3. аb8, 4. Ьe1, 5. b : h2..
Юбиляр ведет и большую исследовательскую (создание специальной картотеки) и
организаторскую работу, нередко выступает в качестве судьи. Совсем недавно он
заглянул в редакцию журнала — приехал на семинар композиторов и не преминул
поделиться задумками, обсудить назревшие проблемы. В свои 75 он бодр, энергичен,
полон планов.Ровно 60 лет назад впервые отличился на ленинградских соревнованиях
школьников Евгений Тюнев. Тогда ему было пятнадцать. А через два года он уже
победил в малом чемпионате города (впереди В. Сокова и Д. Коршунова!), разделил
2—3-е места с В. Соковым в очередном большом чемпионате в 1931 году.
Как не раз отмечал сам Евгений Иванович, творческое общение с корифеем
игры Василием Соковым было невероятно полезно для его совершенствования. После
победы в 1937 году в матче над опытным москвичом В. Гиляровым ему было присвоено
мастерское звание. Уже пройдя войну. Е. Тюнев добился впечатляющих успехов в
крупных турнирах. Он демонстрировал поистине гроссмейстерский класс: дважды
завоевывал бронзу на всесоюзных чемпионатах , (1954, 1968), семь раз становился
чемпионом Ленинграда (причем дважды — на большой доске). И поныне остается
непревзойденным его рекорд на городском чемпионате 1972 года по международным
шашкам, показанный почти в 60-летнем возрасте (!) — 12 очков из 13.
Е. Тюнев.
H. Пустынников.
М. ЮДИН — Е. ТЮНЕВ
Чемпионат СССР, 1964
1. cd4 dc5 2. bc3 cd6 3. cb4 bа5 4. d:b6 a:c7 5. bc5 d:b4 6. a : c5 fg5 7.
ab2 gh4 8. dc3 gf6 9. cb4 hg7 10. ba3 cb6
11. cd2 b:d4 12. e:c5 hg5 13. de3 gh6 14. ed4 dc7 15. ed2 cd6 16. ba5 d : b4 17.
a : c5 ed6 18. с : e7 f: d8 19. dc3 fe7
20. de5.
Если 20. cb4, то 20. ..bc7! 21. de5 ed6X. После хода в партии у черных был
прямолинейный план реализации перевеса с ходом 20.. .gf4, однако их привлек
более изящный маневр, который наверняка украсит не одно руководство по игре.
20.. .dc7 21. cb4 gf4!
[img]http://fmjd.org/dias2/save/13452825804.png[/img]
22. ef6 е : g5 23. g : е5 gf4!! 24. е : g3 аЬб 25. gf4 bc5 26. b : d6 с : e1
27. gf2 e : g3 28. h : f4 hg3 29. f : h2 bc7X.
Евгений Иванович не только известный шашист-практик, но и отменный педагог —
четверть века делится он опытом с молодежью в «Спартаке» (среди его
воспитанников десятки мастеров), и опытный судья, более трех десятилетий назад
получивший всесоюзную категорию. Именно он был главным судьей первого чемпионата
страны по международным шашкам (Ленинград, 1954 г.), ставшего уже историей.
Многим знакомы снимки Е. Тюнева с различных турниров — еще одно увлечение
ветерана.
А недавно он порадовал удивительными заметками-размышлениями о шашечной жизни
30-х годов. Надеемся, цикл этот Евгений Иванович продолжит.
В. ГОЛОСУЕВ, мастер.
Ленинград
|