Перед вами 64-клеточная доска и расставленные на ней белые и черные фигуры, приготовившиеся к началу сражения.Шеренги из восьми белых и восьми черных пешек отделяют друг от друга четыре горизонтали. Шахматные пешки подобны мужественным солдатам — они идут только вперед. Фигуры, словно притаившиеся за пешечным прикрытием, имеют право и на отступление. Они сильнее пешек (хотя в процессе игры случаются и обратные ситуации). Все передвижения пешек и фигур подчинены одной цели— пленению неприятельского короля при сохранении в безопасности «жизни» своего короля. Иногда это удается сделать ценой гибели почти всех боевых единиц, иногда... впрочем, не будем забегать вперед.Борьбу за шахматной доской, делая ходы поочередно, ведут два игрока (противника), один из которых владеет белыми пешками и фигурами, другой-— черными. На диаграмме 1 изображена исходная расстановка (позиция), противоборствующих шахматных армий, показаны места, занимаемые игроками во время поединка. Перед началом игры следует убедиться в правильности расположения шахматной доски — крайним справа от каждого игрока должно быть белое поле (белые и черные клетки доски принято называть полями).
Шахматная терминология специфична и рациональна. Например, когда речь идет о пешках и фигурах вместе, то их называют короче — «фигуры». Фразу «игрок, владеющий белыми фигурами», можно заменить одним словом — «белые», а «игрок, владеющий черными фигурами»,— «черные». Игру всегда начинают белые, другими словами, они делают первый ход.
С Игрок, владеющий ЧЕРНЫМИ ФИГУРАМИЧЕРНЫЕ
Глава двадцать четвёртая
Как Незнайка заболел шахматной горячкой
Кнопочка и Пёстренький ушли с Карасиком в Весёлый городок, а Незнайка принялся
играть с автоматом в шахматы. Не успел он сделать и десяти ходов, как получил
шах и мат. Он решил сыграть ещё партию и проиграл её, сделав всего лишь пять или
шесть ходов. Следующий мат он получил в три хода. Автомат как бы подметил, какую
ошибку допускал в игре Незнайка, и нашёл способ обыгрывать его в самое короткое
время.
Один из игроков, который сидел за столом рядом с Незнайкой, сказал, что ему рано
играть с такой сложной машиной, а лучше поиграть сначала с каким нибудь
маленьким автоматом попроще. Узнав, что в Шахматном городке существуют и другие
автоматы, Незнайка вылез из за стола и пошёл разыскивать машину по своим силам.
Не успел он пройти и десяти шагов, как повстречался с малышкой. На ней было
красивое белое платье с разноцветными шахматными фигурками, а на голове шляпа в
виде короны, как у шахматной королевы. Она улыбнулась Незнайке, как старому
знакомому, и сказала:
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, – ответил Незнайка. – Мы с вами, кажется, уже где то
встречались?
– Как вам не стыдно! Неужели забыли? Вы ведь были у нас на фабрике.
– Ах, верно! – воскликнул Незнайка. – Теперь я вспомнил. Вы Ниточка.
– Правильно, – подтвердила Ниточка. – Давайте посидим на лавочке. Здесь очень
красиво.
Они уселись на лавочке, и Ниточка сказала:
– А мы не забыли вас и часто вспоминаем о вашем посещении. Нам тогда было очень
весело. Помните, как Иголочка сказала Клёпке: «Вы не лошадь и находитесь не в
конюшне. Хрюкать будете дома». Ха ха ха! Теперь, как только кто нибудь из нас
засмеётся, мы говорим: «Вы не лошадь и находитесь не в конюшне. Пойдите домой,
похрюкайте, а потом приходите снова».
Ниточка и Незнайка весело рассмеялись.
– Скажите, вам понравилось у нас в городе? – спросила Ниточка.
– Очень понравилось, – ответил Незнайка. – У вас тут машины разные, и кино, и
театры, и магазины, и даже столовые. Все у вас есть!
– А у вас разве не так, как у нас?
– Куда там! – махнул Незнайка рукой. – У нас если захочешь яблочка, так надо
сначала на дерево залезть; захочешь клубнички, так её сперва надо вырастить;
орешка захочешь – в лес надо идти. У вас просто: иди в столовую и ешь, чего душа
пожелает, а у нас поработай сначала, а потом уж ешь.
– Но и мы ведь работаем, – возразила Ниточка. – Одни работают на полях,
огородах, другие делают разные вещи на фабриках, а потом каждый берет в
магазине, что ему надо.
– Так ведь вам помогают машины работать, – ответил Незнайка, – а у нас машин
нет. И магазинов у нас нет. Вы живёте все сообща, а у нас каждый домишко – сам
по себе. Из за этого получается большая путаница. В нашем доме, например, есть
два механика, но ни одного портного. В другом каком нибудь доме живут только
портные, и ни одного механика. Если вам нужны, к примеру сказать, брюки, вы
идёте к портному, но портной не даст вам брюк даром, так как если начнёт давать
всем брюки даром…
– То сам скоро без брюк останется! – засмеялась Ниточка.
– Хуже! – махнул рукой Незнайка. – Он останется не только без брюк, но и без
еды, потому что не может же он шить одежду и добывать еду в одно и то же время!
– Это, конечно, так, – согласилась Ниточка.
– Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу, – продолжал Незнайка.
– Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы
должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот
стол выменять у портного на брюки. Но столяр тоже может сказать, что ему не
нужна груша, а нужен топор. Придётся вам к кузнецу тащиться. Может случиться и
так, что, когда вы придёте к столяру с топором, он скажет, что топор ему уже не
нужен, так как он достал его в другом месте. Вот и останетесь вы тогда с топором
вместо штанов!
– Да, это действительно большая беда! – засмеялась Ниточка.
– Беда не в этом, потому что из каждого положения найдётся выход, – ответил
Незнайка. – В крайнем случае, друзья не дадут вам пропасть, и кто нибудь подарит
вам брюки или одолжит на время. Беда в том, что на этой почве у некоторых
коротышек развивается страшная болезнь – жадность или скопидомство. Такой
скопидом коротышка тащит к себе домой все, что под руку попадётся: что нужно и
даже то, что не нужно. У нас есть один такой малыш – Пончик. У него вся комната
завалена всевозможной рухлядью. Он воображает, что все это может понадобиться
ему для обмена на нужные вещи. Кроме того, у него есть масса ценных вещей,
которые могли бы кому нибудь пригодиться, а у него они только пылятся и
портятся. Разных курточек, пиджаков – видимо невидимо! Одних костюмов штук
двадцать, а штанов, наверно, пар пятьдесят. Все это у него свалено на полу в
кучу, и он уже даже сам не помнит, что у него там есть и чего нет. Некоторые
коротышки пользуются этим. Если кому нибудь понадобятся спешно брюки или пиджак,
то каждый может подойти к этой куче и выбрать, что ему нравится, а Пончик даже
не заметит, что вещь пропала. Но если заметит, то тут уж берегись – поднимет
такой крик, что хоть из дому беги!
Ниточка очень смеялась, слушая этот рассказ. Потом лицо у неё стало серьёзное, и
она сказала:
– Стыдно над больными смеяться! Хорошо, что у нас никто не может заболеть этой
страшной болезнью. К чему нам держать у себя целую кучу костюмов, если в любое
время можно получить в магазине вполне приличный костюм! К тому же моды
постоянно меняются, и, если костюм выйдет из моды, его все равно не наденешь.
Кстати, – вспомнила Ниточка, – где же ваши друзья – Кнопочка и этот… Серенький,
что ли?
– Не Серенький, а Пёстренький, – поправил Незнайка. – Они пошли с Карасиком в
Весёлый городок, а я остался тут, чтоб сыграть с автоматом в шахматы.
– Ну и сыграли?
– Сыграл три раза и ни разу не выиграл.
Узнав, что Незнайка играл с большим автоматом, Ниточка рассказала, что этот
автомат сконструирован шахматным чемпионом Фигурой, поэтому обыграть его трудно
даже для опытных шахматистов. Большим достижением считается сыграть с ним хотя
бы вничью, а тот, кто выиграет, получает право играть с чемпионом Фигурой на
первенство.
Для таких малоопытных игроков, как Незнайка, в Шахматном городке имелось
множество менее совершенных шахматных автоматов. Электронное устройство этих
машин было попроще, и обыграть их было гораздо легче. Кроме того, во многих
автоматах были сделаны дополнительные приспособления для развлечения игроков.
Так, например, у одного из них была очень смешная физиономия. К тому же он умел
шмыгать носом и почёсывать рукой собственный затылок, что было очень забавно. У
другого физиономия была сделана из гибкой пластмассы, и, когда ему удавалось
сделать хороший ход, на лице его появлялась торжествующая улыбка. Как только он
начинал выигрывать партию, рот его растягивался до самых ушей; но если вдруг
начинал проигрывать, то корчил такие страшные гримасы, что невозможно было
глядеть без смеха. Был такой автомат, у которого вспыхивала в носу электрическая
лампочка, отчего весь нос светился красным светом, а волосы вставали на голове
дыбом.
Кроме того, здесь были автоматы, которые передавали разные характеры игроков.
Один из них, перед тем как сделать ход, долго морщил лоб, теребил для чего то
рукой собственный нос, нерешительно брал фигуру с доски, долго держал её в руке,
как бы раздумывая, куда поставить, наконец, сделав ход, поспешно хватал фигуру
обратно, ставил на прежнее место и снова начинал делать вид, будто думает. Такие
выходки автомата сердили некоторых слишком нетерпеливых игроков, и от этого им
не так скучно было играть. Другой автомат, перед тем как сделать ход,
обязательно хмыкал, гмыкал, покашливал, крутил головой, пожимал плечами,
разводил руками; третий пускал в ход разные словечки, вроде: «Ах, вы так пошли?
Ну, а мы вот так!» Или: «Сейчас мы вам покажем, как играть в шахматы». Или:
«Сейчас вам будет крышка». Это достигалось при помощи магнитофона, то есть
звукозаписывающего аппарата с магнитной лентой, на которой записывались разные
фразы. Перед каждым шахматным ходом магнитофон автоматически включался, и
слышалась та ил и иная фраза.
Каждый из автоматов имел своё имя. Так, например, большой, тридцатидвухместный
автомат назывался «Титан». Тот, который говорил «Сейчас вам будет крышка», так и
назывался «Крышкой». А тот, который умел чесать затылок, назывался почему то
«Барбосик». Ниточка познакомила Незнайку со всеми автоматами, и Незнайка сыграл
с каждым по партии, но выиграть сумел только у одного «Барбосика».
– Вот видите, вы уже делаете успехи! – приветливо сказала Ниточка. – Вам надо
почаще приходить сюда и тренироваться.
Пока Незнайка играл в шахматы, Кнопочка и Пёстренький веселились в Весёлом
городке. Веселье здесь начиналось ещё до того, как гуляющие попадали в городок,
то есть у самого входа. Этот вход представлял собой не ворота, не калитку, не
дверь, а широкую металлическую трубу, вроде туннеля. Труба непрерывно вращалась,
и каждый, кто пытался пройти сквозь неё обычным способом, обязательно падал, так
как ноги его заносило в сторону. Для того чтоб удержать равновесие, необходимо
было шагать не прямо, а ловко перебирая ногами наискосок. Некоторые коротышки
достаточно напрактиковались в этом деле и проходили сквозь трубу, даже не
пошатнувшись. Но таких было мало. Большинство посетителей не могли попасть в
городок, не извалявшись предварительно в трубе.
Перед этой вертящейся трубой обычно стояла толпа коротышек и смеялась над
попытками смельчаков пройти сквозь трубу. Кнопочка, Карасик и Пёстренький
присоединились к толпе и тоже стали смеяться. Особенно громко хохотал
Пёстренький. Ему казалось, что пройти по трубе совсем не трудно, но все падают
из за собственной неуклюжести. Нахохотавшись досыта, Пёстренький решил показать
свою ловкость и бесстрашно вошёл в трубу. Не успел он сделать и трех шагов, как
свалился с ног и принялся перекатываться внутри трубы, словно полено. Конфеты,
которые были у него в кармане, высыпались. Пёстренький подбирал их, запихивал
обратно в карман и в то же время пытался подняться на ноги, но его тут же валило
обратно. Так он кувыркался внутри трубы, пока его наконец не выбросило наружу с
другой стороны. Все это происшествие вызвало у зрителей целую бурю смеха.
– Видите, мы ещё не попали в Весёлый городок, а уже начали веселиться, – сказал
Карасик Кнопочке. – Заметьте, что смех здесь вызывается очень простым способом –
посетители сами себя смешат: сначала вы смеётесь над другими, а потом сами
лезете в трубу, и тогда уж другие смеются над вами.
Сказав это, Карасик пошёл к трубе. Несмотря на свою мешковатую фигуру, он
довольно ловко проделал почти весь путь и свалился с ног лишь в двух шагах от
выхода из трубы, что, однако, так же развеселило зрителей. Затем наступила
очередь Кнопочки. Все думали, что она упадёт тоже, и уже приготовились как
следует посмеяться, но Кнопочка так ловко перебирала ногами, что даже не
споткнулась ни разу.
Очутившись в Весёлом городке, наши путешественники пошли по аллее и скоро
оказались на площадке, посреди которой был устроен большой деревянный круг. Этот
круг назывался чёртовым колесом. Желающие садились на него, после чего круг
начинал быстро вертеться, и центробежная сила отбрасывала сидящих в стороны.
Повертевшись на чёртовом колесе и скатившись на землю кубарем, наши
путешественники отправились дальше и остановились перед волшебным зеркалом. Это
зеркало было не плоское, а кривое, причём оно всё время изгибалось, отчего
голова у глядевшего в него коротышки вытягивалась в длину, словно гороховый
стручок, а ноги становились короткими, как у гусёнка; потом наоборот: ноги
вытягивались, как макароны, а голова становилась плоской, как блин. Вслед за
этим начинал вытягиваться нос, а лицо перекашивалось на сторону; наконец лицо
вообще становилось ни на что не похоже.
На все эти превращения невозможно было смотреть без смеха, но так как от смеха
очень разыгрывается аппетит, то наши путники отправились обедать в столовую, а
после обеда катались на роликовых атомных автостульчиках и на шариковых коньках
самоездах. Атомный автостульчик напоминал собой обыкновенный стульчик или
креслице с подставкой для ног, только вместо ножек у него были мягкие резиновые
ролики. Внизу, под сиденьем, имелся небольшой атомный двигатель, который
приводил стульчик в движение.
Для того чтобы ездить на автостульчике, не нужно было даже учиться управлять им.
Достаточно было сесть на него, сказать: «Вперёд!» – и стульчик сам собой ехал
вперёд. Стоило сказать: «Быстрей!» или: «Медленней!» – и стульчик сейчас же
начинал двигаться быстрей или замедлял ход. При словах «направо» или «налево»
стульчик поворачивал в ту или другую сторону. Если же сказать: «Стоп!» –
стульчик моментально останавливался.
Все эти слова можно было произносить не громко, а шёпотом, и даже совсем не
произносить, а думать про себя.
Кнопочка и Пёстренький заинтересовались, почему так получается. Карасик
рассказал, что имеющаяся внизу подставка улавливает электрические сигналы от ног
сидящего на стульчике коротышки и передаёт эти сигналы в специальное электронное
устройство, которое пускает в ход двигатель, регулирует скорость, включает
механизм правого или левого поворота.
– Какие же могут быть сигналы от моих ног? – спросил с недоумением Пёстренький.
– От моих ног не идут никакие сигналы.
– Вы этого просто не замечаете, – ответил Карасик, – потому что сигналы эти
очень слабые, но они всё таки есть. Стоит вам подумать, то есть мысленно
произнести слово «вперёд», как сейчас же от вашего мозга по нервам пробежит
нервный электрический импульс, как бы давая распоряжение ногам идти вперёд или
назад, поворачивать направо или налево или останавливаться на месте. Вот такие
электрические импульсы и улавливаются электронным устройством. Пёстренький
принялся кататься на автостульчике и с интересом наблюдал, как стульчик
слушается его мыслей. Потом сказал:
– Что ж, по моему, такой стульчик даже лучше, чем Незнайкина волшебная палочка!
Тут стоит только подумать: хочу направо или налево, и желание сразу исполняется.
А там нужно ещё махать палочкой да говорить вслух, чего хочется. Одним словом –
возня!
Накатавшись досыта на автостульчиках, Пёстренький, Кнопочка и Карасик принялись
кататься на шариковых коньках самоездах, которые имели приблизительно такое же
электронное устройство, как в автостульчиках, то есть улавливали электрические
импульсы от ног катающегося коротышки и везли его куда надо было.
Карасик сказал, что пока эти автостульчики и коньки самоезды имеются только в
парке, но в скором времени на них можно будет ездить по всему городу, а
впоследствии, возможно, никто вообще не станет ездить на автомобилях, так как
все станут ездить на автостульчиках.
День незаметно прошёл, поэтому Кнопочка, Карасик и Пёстренький вернулись в
Шахматный городок, разыскали там Незнайку и Ниточку, после чего все вместе
отправились в Театральный городок смотреть спектакль.
С тех пор Кнопочку и Пёстренького ежедневно можно было видеть в Весёлом городке.
Незнайка же по целым дням пропадал в Шахматном городке. Здесь он встречался с
Ниточкой и вёл с ней беседы на разные темы. Но главное для них было то, что они
играли в шахматы. Ниточка была заядлая шахматистка, и ей нравилось, что Незнайка
тоже увлёкся игрой в шахматы, или, как принято было говорить в Солнечном городе,
заболел шахматной горячкой.
БЕЛЫЕИгрок, владеющий БЕЛЫМИ ФИГУРАМИШахматный поединок двух противников называется шахматной партией. Перед началом партии силы белых и черных равны, то есть каждая сторона имеет в своем распоряжении по одному королю, одному ферзю, по паре ладей, коней, слонов и по восемь пешек. С каждым ходом расстановка и соотношение фигур на доске меняются, и возможен финал, когда на доске остаются одни короли — самый классический случай ничейного результата партии. Именно «с одних королей», то есть с опустевшего поля шахматного сражения, мы и начнем знакомиться с азами шахматной игры.
Желающий научиться играть в шахматы должен обзавестись комплектом шахматных фигур и 64-клеточной доской для того, чтобы воспроизводить на ней последовательно в процессе обучения все диаграммы и соответствующие им шахматные тексты, приведенные в настоящей книге.
Внимание! На диаграмме 2 — белый и черный короли. Прежде чем изучить их ходы (разумеется, черный и белый короли ходят одинаково), присмотритесь повнимательней к шахматной доске. Восемь вертикальных рядов шахматной доски обозначены буквами
латинского алфавита: а, b, с, d, e, f, g, h;
восемь горизонтальных рядов — арабскими цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Обозначение каждого поля шахматной доски складывается из его вертикальной и горизонтальной координат. Зная это, нетрудно установить, что белый король на рассматриваемой диаграмме занимает поле е4, а черный — е7.
Черными кружочками обозначены поля, на которые (на одно из них!) при своем ходе может пойти черный король; белыми кружочками — поля, на одно из которых может пойти при своем ходе белый король. Иными словами, король идет на любую находящуюся рядом с ним клетку, если она не занята фигурой цвета короля и если на нее не может пойти неприятельская фигура.
Короли — главные фигуры шахматной партии. Главные, но далеко не самые сильные. Противоречия в этом нет. Дело в том, что, когда на короля совершено нападение, от которого он не в состоянии защититься, игра заканчивается и проигравшим считается владелец пострадавшего короля.
На диаграмме 3 изображена самая сильная фигура- ферзь. Для удобства объяснений мы расположили его на одном из центральных полей (на поле d4).
Стрелами показаны трассы возможных перемещений ферзя: он ходит по горизонталям, вертикалям и диагоналям. Белыми кружочками обозначены поля, на одно из которых при своем ходе может пойти ферзь. Подобно «тяжелой артиллерии» в военном деле, в шахматах существуют «тяжелые фигуры», к которым относятся ферзи и ладьи. Чтобы убедиться в «тяжелой» поступи ладьи, рассмотрим ее ходы
(см. диаграмму 4). Ладья ходит по вертикалям и горизонталям (кружочками, как на двух предыдущих и трех последующих диаграммах, обозначены поля, на одно из которых может пойти с места, занимаемого на диаграмме, изучаемая фигура). В отличие от ферзя ладья не имеет диагональных перемещений и потому уступает ему в силе.
Только по диагоналям ходят шахматные слоны
(см. диаграмму 5). Слон — единственная фигура, которая с самого начала партии обречена на хождение по полям только одного цвета. Слона, двигающегося по белым полям, называют белопольным, а слона, перемещающегося по черным полям, — чернопольным. Слон слабее ладьи не только по причине «одноцветности», но и потому, что по мере удаления от центральных полей (d4, d5, e4, e5) его убойная мощь (количество полей, на которые он может пойти) уменьшается.