ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС "ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ"
Программа "Шахматы, второй год"
(Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). М.: Просвещение, 1996, с. 279 – 285)
(Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М.: Просвещение, 1996, с. 386 – 393)
Примечание: эти программы переиздавались в 1998, 2000, 2001 и 2002 годах – Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая. М.: Просвещение, 2002, 3-е издание с. 370 – 392.
1-1
Автор: И. Г. Сухин
ПРОГРАММА
Второй год обучения
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована как во втором полугодии первого класса, при условии, что в неделю запланировано два шахматных занятия, так и в третьем классе, если программа первого года обучения была пройдена во втором.
Программа предусматривает 33 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат.
Учебный курс включает в себя шесть тем: "Краткая история шахмат”, "Шахматная нотация”, "Ценность шахматных фигур”, "Техника матования одинокого короля”, "Достижение мата без жертвы материала”, "Шахматная комбинация”.
В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Примерная тематика курса
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
"Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: "Вертикаль "е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
"Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: "Вторая горизонталь”).
"Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: "Диагональ е1 – а5”).
"Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
"Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
"Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
"Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
"Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
"Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
"Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания -
"Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
"Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
"Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
"На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
"В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
"Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
"Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
"Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания
"Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
"Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. "Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Примерное распределение программного материала (занятия 1–33)
Занятие 1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Занятие 2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания "Две фигуры против целой армии”, "Убери лишние фигуры”, "Ходят только белые”, "Неотвратимый мат”. Игровая практика.
Занятие 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма "Анатолий Карпов – чемпион мира”. Игровая практика.
Занятие 4. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания "Назови вертикаль”, "Назови горизонталь”, "Назови диагональ”, "Какого цвета поле”, "Кто быстрее”. "Вижу цель”. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: "Король с e1 – на е2”.
Занятие 5. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Занятие 6. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания "Кто сильнее”, "Обе армии равны”. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала” (выигрыш ферзя). Игровая практика.
Занятие 7. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
Занятие 8. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала” (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание "Защита” (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.
Занятие 9. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Защита. Дидактическое задание "Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
Занятие 10. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Дидактические задания "Шах или мат”, "Мат или пат”, "Мат в один ход”, "На крайнюю линию”, "В угол”, "Ограниченный король”, "Мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 11. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания "Шах или мат”, "Мат или пат”, "Мат в один ход”, "На крайнюю линию”, "В угол”, "Ограниченный король”, "Мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 12: ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и король против короля. Дидактические задания "Шах или мат”, "Мат или пат”, "Мат в один ход”, "На крайнюю линию”, "В угол”, "Ограниченный король”, "Мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 13. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ладья и король против короля. Дидактические задания "Шах или мат”, "Мат или пат”, "Мат в один ход”, "На крайнюю линию”, "В угол”, "Ограниченный король”, "Мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 14. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата”. Игровая практика.
Занятие 15. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата”. Игровая практика.
Занятие 16. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата”. Игровая практика.
Занятие 17. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 18. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 19. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 20. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 21. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема "рентгена”. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 22. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода”. Игровая практика.
Занятие 23. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание "Выигрыш материала”. Игровая практика.
Занятие 24. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание "Выигрыш материала”. Игровая практика.
Занятие 25. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание "Выигрыш материала”. Игровая практика.
Занятие 26. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание "Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика.
Занятие 27. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание "Выигрыш материала”. Игровая практика.
Занятие 28. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание "Сделай ничью”. Игровая практика.
Занятие 29. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание "Сделай ничью”. Игровая практика.
Занятие 30. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание "Проведи комбинацию”.
Занятие 31. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание "Проведи комбинацию”. Игровая практика.
Занятия 32. 33. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
ШАХМАТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Для учеников следует организовывать представления кукольного, теневого театров, самодеятельные концерты шахматной тематики, прослушивание шахматных сказок, интермедий, стихотворений, рассказов. Полезно проводить сеансы одновременной игры, тематические сеансы одновременной игры, консультационные партии, шахматные вечера типа "Поле чудес” и "Что? Где? Когда?”
Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО "Росбланкиздат”, 1992.
Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО "Синтез”, АО "Марвик-М”, 1994.
Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.
Для информации:
СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА ПРОГРАММ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (1 – 3):
Русский язык
Русский язык (параллельная программа)
Литературное чтение
Внеклассное чтение
Детская риторика
Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк
Введение в историю
Математика
Интегрированный курс "Математика и конструирование”
(параллельная программа)
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики (параллельная программа)
Зеленый дом (система учебных курсов с экологической направленностью)
Природоведение
Трудовое обучение
Трудовое обучение в сельских школах
Трудовое обучение в малокомплектных школах
Факультативный курс "Введение в народоведение”
Факультативный курс "Твоя Вселенная”
Факультативный курс "Шахматы–школе”
(Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). М.: Просвещение, 1996, с. 269 – 285)
(Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М.: Просвещение, 1996, с. 376 – 393)