Шашечной композицией называется составление особого рода позиций с заданием для
начинающей стороны (белые) добиться
выигрыша или ничьей (этюды и концовки) или запирания нескольких шашек противника
(задачи). Ввиду того, что консультаций для
начинающих любителей на тему о значении шашечной композиции, о ее связи с
практической игрой за последние 10— 15 лет
опубликовано очень мало, уместно предпослать обзору композиции за период
1945—1955 гг. некоторые сведения из области
истории и теории шашечной композиции.
Об увлекательности игры в шашки издавна сложились легенды. В одной из них
говорится, что жители древнего Лидийского
царства за игрой в шашки находили забвение от мук голода, когда их страну
постигло большое бедствие в виде длительного
неурожая. В древнем. Риме, по исследованиям Саргина, в шашки играли прямо на
улицах города, причем редкий прохожий не
останавливался посмотреть на играющих.
Секрет такой увлекательности и распространенности шашек в том, что это народная
игра, ее создавал весь народ, как создавал
он народный эпос. Шашечная игра возникла и развивалась как игра военная. В ее
правилах, приемах и названиях нашли
отражение взгляды народа, создателя этой игры, на военное искусство. Так, в
русских шашках нашли своеобразное выражение
многие принципы русского военного искусства: «Воевать не числом, а уменьем»,
избегать шаблона («не держаться устава, яко
слепой стены»), не допускать сдачи в плен, считая плен тягчайшим позором для
воина, считать подвигом захват в плен воинов
противника и т. д.
Особенно ярко проявляется увлекательность шашечной игры в произведениях шашечной
композиции. Свое начало эта композиция
ведет от примеров, которые привел в своем руководстве (1827 г.) знаменитый А. Д.
Петров, назвав их «хитростями» шашечной
игры. В дальнейшем трудами таких энтузиастов и тонких ценителей русских шашек,
как Н. Панкратов, М. Гоняев, Д. Саргин,
братья А. и В. Шошины и др., шашечная композиция достигла высокой степени
совершенства уже к концу XIX века.М. Гоняев первый указал на аналогию между шашечной композицией и художественной
литературой. Как художественная литература,
не отрываясь от действительности, дополняет ее образами, созданными фантазией
писателей и поэтов, так и шашечная композиция,
не отрываясь от правил и средств шашечной игры, создает нередко положения, не
встречающиеся в шашечной партии, но тем не
менее ярко показывающие сущность игры, ее дух и присущую этой игре красоту. Если
провести параллель между отдельными видами
художественной литературы и шашечной композицией по степени насыщенности
произведений вымыслом, необычайностью, то шашечные
задачи можно сравнить со сказками и фантастическими повестями, а этюды с
очерками, рассказами и т. п.
Как и в литературе, в шашечной композиции без широкого обсуждения достоинств и
недостатков произведений не может
развиваться и прогрессировать творчество составителей произведений шашечной
композиции. Не случайно периоды расцвета в
шашечной композиции совпадают с периодами подъема в области периодической
шашечной печати. В дореволюционное время таким
периодом были годы 1890 — 1905, когда издавались и специальные шашечные журналы
и в шахматных журналах были обстоятельные
шашечные отделы.
В советский период особенного расцвета достигла шашечная композиция в годы
1924—1941, когда издавался шахматно-шашечный
журнал (а затем газета) «64», специальный шашечный журнал «Шашки в массы», не
говоря уже о многочисленных, хорошо
поставленных шашечных отделах в газетах и журналах.
За этот период опубликовали отличные задачи проблемисты: И Карякин, П
Березнеговский, Е.Золотарев, А. Куличихин, а
также выдвинувшиеся новые составители задач — В. Соков, Н Пустынников, В.
Шумилин, Е Белянин, А. Мартов, А. Сосунов,
А. Ефремов, А. Медведев и др. (О составителях этюдов см. статью М. Становского.—
Прим. сост.).
Сокращение шашечной периодической печати совпадало с понижением и количества, а
иногда и качества произведений шашечной
композиции. Одним из таких периодов является десятилетие 1945— 1955 гг.
Если обратиться к органу Все союзного комитета по физкультуре и спорту, журналу
«Шахматы в СССР», который является
продолжателем издававшегося ранее журнала «64» в деле пропаганды шахмат и шашек,
то окажется, что в нем пять лет совсем не
было шашечного отдела. Когда же он все-таки с 1950 г. был открыт, то объем этого
отдела был постепенно настолько сжат,
что в нем не нашлось места даже для опубликования таблиц всесоюзных первенств по
шашкам. Нечего уже и говорить о шашечной
композиции, которая почти совсем (особенно задачи) исчезла со страниц журнала.
Очевидно, что для обзора состояния шашечной композиции за указанное десятилетие
необходимо привлечь главным образом
материалы, не опубликованные в этом журнале.
Обзор в целях удобства изложения сделан в такой последовательности: 1) задачи,
2) концовки.Об этюдах дана специальная статья М. Становского.
ЗАДАЧИ
К задачам предъявляется ряд особых требований. Эти требования сложились не сразу
и подвергаются уточнениям и по сей день.
Сущность их сводится к следующему:
1. Оригинальность замысла. В задачах должны быть показаны эпизоды борьбы между
белыми и черными, запоминающиеся по
остроумию замысла и приемам борьбы, а не серенькие позиции, хотя бы и взятые из
партии, но в которых запирание шашек
достигается шаблонными приемами.
2. Напряженность б о р ь б ы. Какой бы оригинальной по замыслу ни была
задача,она много теряет, если в ней белые безособого труда,форсированно достигают выполнения задания. В этом случае у
черных,так сказать, руки связаны и напряжение
борьбы сторон не ощущается. Необходимо давать черным несколько способов для
защиты,следствием чего является вариантность
в решении в зависимости от избранного черными способа защиты.
3. Экономичность в средствах. Надо «воевать», не числом, а уменьем. Поэтому
белым в задачах дается строго ограниченное
количество шашек, действительно необходимое для выполнения задания. Никаких
излишеств в этом отношении не допускается
от начала решения до конца (экономичность финалов).
4. Единственность решения. Интерес к борьбе в чадаче теряется, если выполнение
задания можно осуществить разными путями,
а не только по указанному автором способу. Всякая перестановка ходов, а еще хуже
двойной удар (так называется ход, которым
можно решить задачу иначе, чем указано в авторском решении, хотя при этом
сущность замысла автора не нарушается) снижают
достоинства задачи, побочные же решения (так называются такие отступления от
авторского решения, которые нарушают уже
сущность авторского замысла) совершенно обесценивают задачу. Свободная от
указанных недостатков игра называется точной.
Такой игрой выражается острота и напряженность борьбы.
5. Ложные следы. Выбрав тот или иной начальный ход, казалось бы, вполне
обоснованно, так как при этом ходе задача решается
в ряде вариантов, решающий долго ломает голову над вопросом, почему не решаются
остальные варианты. Оказывается, что он
попал
на ложный след. Надо начинать решение с иного хода Наличие таких ложных следов
увеличивает трудность решения и считается
достоинством задачи.
Выполнить в полной мере все требования в одной задаче и создать «образцовую»
задачу удается далеко не всегда. Как не
всякий хороший рассказ или очерк, не всякую хорошую сказку можно признать
художественным произведением, так и не всякую
задачу можно признать «образцовой». Достоинства задачи оцениваются по степени
приближения к уровню «образцовых» задач.Очень большое разнообразие задач можно свести к следующим четырем группам.
1) Задачи-миниатюры, в которых наличие шашек у белых доведено до минимума (по
возможности не в ущерб другим требованиям
к задаче). Это количество не должно превышать примерно 5 шашек для запирания
простой и 7—8 для запирания дамок с простыми.
2) Задачи без ограничения количества шашек у белых, но с очень оригинальными
приемами игры или финалами.
К этой группе относятся и задачи с редкими сочетаниями не столь уж редко
встречающихся финалов.
3) Задачи многовариантные, в которых авторы стремились показать сложность игры,
хотя бы приемы игры и финалы не
отличались новизной.
4) Прочие задачи, в которых не выражено ярко преобладание того или другого из
указанных направлений.Первые три группы представляют наибольший интерес, так как из этих групп обычно
выдвигались задачи на высшие места в
конкурсах составления. За рассматриваемый период из задач-миниатюр можно
отметить следующие три задачи, из которых две
получили отличия (приз и почетный отзыв) в конкурсе 1955 г.
Приведенных примеров достаточно, чтобы сделать следующие выводы:
1. Уровень мастерства составителей задач остался достаточно высоким; многие из
задач рассматриваемого периода не уступают
по оригинальности замысла и тщательности обработки лучшим задачам,
опубликованным до 1945 г.
2.Наблюдается отрадный рост начинающих проблемистов, которые выступают весьма
успешно (А. Афонин, В. Денисенко и др.).
концовки
В концовках, как и в этюдах, требуется выиграть или добиться ничьей, но тематика
их взята в большинстве случаев не из
области концов игр, как в этюдах, а из середины игры или из стадии перехода от
середины игры к концам игр. Зачатки концовок
можно проследить еще в руководстве А. Д. Петрова (1827 г.), в числе «хитростей»
шашечной игры, но в последующем концовки
долго не получали развития. Вместо них в шашечных отделах печатались иногда
наряду с задачами и этюдами интересные
окончания из практически сыгранных партий. Сам термин «концовка» появился уже в
советский период развития шашечной игры,
причем стали появляться не только положения, взятые из сыгранных партий, но и
положения, придуманные авторами.
Возникает вопрос, с какими требованиями следует подходить к концовкам как к
произведениям шашечной композиции. Основные
требования к произведениям шашечной композиции, выработанные на основе
длительного периода развития задач и этюдов,
целесообразно применить и к концовкам. Но в какой мере предъявлять к ним,
например, требование экономности построения,
экономичности финала, чистоты решения и т. д. — это требует обсуждения.
Прежде всего следует уточнить содержание термина «концовка».
Подавляющее число позиций, опубликованных под таким названием, представляли
собой позиции, выполнение задания в которых
достигалось комбинационным путем. Не случайно газета «Знамя коммунизма»,
проводившая в 1955 г. конкурс концовок, назвала
его конкурсом комбинаций.
Однако появлялись в печати и такие позиции, под наименованием концовок, в
которых выигрыш или ничья достигались не
комбинационными приемами, а путем тонкого маневрирования, как в этюдах, с
преобладанием позиционных приемов игры. В то
время как комбинационные концовки резко отличаются от этюдов и по тематике, и по
средствам (у белых и черных довольно
много шашек), и по приемам игры, позиционные концовки порой настолько сходны с
этюдами, что разграничить, их можно, только
приняв во внимание в каждом конкретном случае и наличие средств у сторон и
тематику произведения. Достаточно ясного
признака, по которому можно было бы относить сомнительную позицию к разряду
этюдов или к концовкам, не прибегая
предварительно к анализу решения позиции, пока еще не установлено.
В дальнейшем изложении указанные два вида концовок, исключительно в целях более
четкого их разделения, будут именоваться:
комбинационные концовки и позиционные.
За рассматриваемый период было опубликовано достаточное количество концовок
обоих видов, но все же преобладают
комбинационные концовки. Среди них есть и многовариантные и одновариантные
произведения, в которых белые выигрывают
форсированно.
Какие же выводы можно сделать из обзора концовок за период 1945—1955 гг.?
Качество лучших из опубликованных за этот период концовок достаточно высокое. Их
рассмотрение доставляет истинное
наслаждение любителям русских шашек.
В данный момент подавляющее большинство концовок печатается одновариантных, как
в свое время это имело место и в отношении
задач. Задачи вышли из этого младенческого периода своего развития, концовкам же
еще предстоит выйти из него.
Конечно, составить одновариантную концовку гораздо легче, чем многовариантную,
но зато и ценность последней гораздо выше,
чем концовки с единственным форсированным вариантом.
Что касается концовок позиционного типа, то в оценке их достоинств, мне кажется,
следует придерживаться тех же требований,
которые предъявляются к этюдам. Сравнивать такие концовки с комбинационными
трудно. В самом деле, какую концовку считать
лучшей: концовку И. Купермана (№ 1) или Б. Блиндера (№ 9)? Каждая из них хороша
в своем роде.
Безусловно, необходимо обменяться мнениями о том, какими признаками должна
обладать позиция, чтобы ее обоснованно,
а не по произволу самого автора или судьи конкурса относить то к этюдам, то к
концовкам.
Решения задач
Решения концовок
Решения задач даны в сокращенной нотации. Вместе с решением дается краткая
характеристика задачи и указание, откуда она
взята.
МОГИЛЕВСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ
МОГИЛЕВСКИЙ кинотеатр «Чырвоная зорка» вечером 7 сенхября выглядел не
совсем обычно. При переполненном зрительном зале состоялось торжество открытия
полуфиналов XXVIII чемпионата СССР по русским шашкам.
ТРУДОВЫЕ БУДНИ
Полуфиналы проходили в областном Доме политического просвещения. Просторный
туринрный зал, высокая дисциплина, товарищеская атмосфера — все это, конечно,
обусловило боевое творческое настроение у всех без исключения участников.
В первой группе со старта лидерство захватил калининский мастер Ю. Харченко,
выигравший подряд трн партии. Но десятый тур оказался для него роковым — ои
проиграл мастеру А. Дунаевскому (Бендеры), который и занял первое место, набрав
8 очков нз 12.Столько же очков, правда, имели и мастера Н. Абациев (Москва) и Е.
Тюнев (Ленинград), но таблица коэффициентов была к ним менее благосклонной...
Еще напряженнее проходила борьба во второй группе. После первых пяти туров,
например, таблицу возглавляли сразу семь участников! И лишь после восьми туров
выявился единоличный лидер — мастер А. Плакхнн (Минск). Он и занял первое место,
набрав 8 1/2 очков, причем таблица коэффициентов отдала ему предпочтение перед
бакинским мастером У. Абдуллаевым.
Вопрос о третьем финалисте решился лишь в последнем туре. Фортуна улыбнулась
мастеру Ш. Якубову (Ташкент), опередившему по коэффициентам латвийского мастера
А. Войцещука.
ДВА ФРАГМЕНТА
Во встрече В. Пихелгас — Ю. Харченко создалась такая позиция.
1. Пихелгас В - Харченко Ю.
П-ф Чемп.СССР, 1968 Могилев
1.c3-d4 f6-g5 2.b2-c3 g7-f6 3.c3-b4 h8-g7 4.b4-c5 d6:b4 5.a3:c5 g5-h4 6.a1-b2
b6-a5 7.g3-f4 f6-g5 8.c5-b6 a7:c5 9.d4:b6 a5-b4 10.b6-a7 b4-a3 11.f4-e5 e7-d6
12.e3-f4 g5:e3 13.d2:f4 f8-e7 14.f2-g3 h4:f2 15.g1:e3 g7-f6 16.e5:g7 h6:f8
17.f4-g5 d6-e5 18.g5-h6 c7-d6 19.b2-c3 d6-c5 20.e1-d2
[img]http://fmjd.org/dias2/save/13614707555.png[/img]
20. ... e5-d4 21.c3:e5 a3-b2 22.c1:a3 c5-b4 23.a3:c5 e7-d6 24.c5:e7 d8:f2
25.d2-c3
[ 25.h2-g3 f2:h4 26.d2-e3 h4-g3 27.e3-d4 g3-h2 28.d4-e5 h2-g1 29.e5-d6 b8-c7!
30.d6:b8 g1-h2 и выигрыш. ]
[ Если 25.d2-e3 f2:d4 26.h2-g3 d4-c3 27.g3-f4 c3-b2 28.f4-e5 b2-a1 29.e5-d6
a1-c3 и выигрыш ]
25...f2-e1 26.c3-d4 e1-h4 27.d4-e5 h4-e7 28.h2-g3 e7-b4 29.g3-h4 b4-a3 30.h4-g5
a3-b2 31.e5-d6
[ 31...b2-h8 32.d6-c7 b8:d6 33.a7-b8 d6-c5 34.h6-g7! и ничья, ]
31. ...b2-a1 и белые сдались.
А вот неожиданная комбинация из партии
В. Федоров — А. Дунаевский.
[img]http://fmjd.org/dias2/save/13615079934.png[/img]
Белые здесь неосторожно сыграли 12. d2—еЗ?, на что последовало 12... d8—с7!! 13.
е3 : с5 е5—d4 14. с5 : е3 f6—g5
15. h4 :: b6 а7 : g5, и черные выиграли.
ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ И ОДНА
Внимание всех, кто приходил на турнир, неизменно привлекал столик, за которым с
мужчинами сражалась рижанка Иоганна Цине.
Ханка (так ласково зовут ее товарищи) — не новичок в подобных турнирах. Она не
без успеха играла в мужских первенствах
Латвии, Литвы и некоторых других соревнованиях.
Хотя на этот раз она выступила не вполне удачно, многие довольно опытные шашисты
«споткнулись» именно при встрече с ней.
Смелость, с которой Иоганна вступает в бой против именитых мастеров, несомненно,
заслуживает одобрения и, пожалуй, даже
подражания.
БОЛЕЛЬЩИКИ ДОВОЛЬНЫ
Возле витрины одного из центральных магазинов на Первомайской улице было
особенно оживленно. Причина этому — большие
турнирные таблицы с фотографиями участников. Даже не шашисты, просто прохожие
невольно задерживались, спорили, делали «свои»
прогнозы. А затем... Затем многие направлялись непосредственно к месту сражения,
где, как правило, недостатка в зрителях не
было. На первом этаже не прекращалась массовая работа: лекции, беседы, сеансы
одновременной игры сменяли друг друга.
В общем, могилевчане «заболели» шашками! Участников полуфиналов останавливали на
улицах, спрашивали, желали успеха. Город
знал о турнирах (информация местного радио и прессы была отменной!), следил за
их ходом. И не случайно местный облспортсовет
обратился во Всесоюзную федерацию шашек с просьбой запланировать в 1969 году
финал женского первенства страны именно в
Могилеве. На наш взгляд, эту просьбу следует удовлетворить.
ЗАНАВЕС ОПУЩЕН
Торжественное закрытие состоялось в кинотеатре «Родина». Оглашаются итоги,
вручаются специальные призы, установленные рядом
местных газет и организаций. Под звуки гимна Советского Союза победителн —
Дунаевский н Плакхин опускают флаг соревнований...
Могнлевская прелюдия отзвучала. Впереди — финал первенства страны!
В. КАНИЩИКЕР,
судья всесоюзной категории.
Шашки ЗА 1955 ЕЖЕГОДНИК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ» МОСКВА 1951
Пустынников Н. - Жданов 3.
„Отыгрыш" (Пустынников Н.)
II. Пустынников
ТУРНИРЫ ПО ПЕРЕПИСКЕ
Последние десять лет игра по переписке развивалась без постоянного централизованного руководства. Начиная с 1945 г.,
организацией турниров по переписке занимались главным образом энтузиасты-шашисты В. Краснокутский (Сталинград), Н. Каленчук (Ворошиловградская обл.), В. Писарев (Москва). Создание шашечного отдела в журнале «Шахматы в СССР» на некоторое время упорядочило игру по переписке: в конце 1950 г. при журнале был создан Комитет шашечных турниров по переписке, который объединил вокруг себя актив любителей. Через Комитет была проведена классификация участников турниров, ряд шашистов получили первый и второй разряды, которые они успешно подтвердили в новых турнирах по переписке и турнирах за доской. В начале 1951 г. была объявлена запись в полуфинальные турниры первенства СССР по переписке. Однако даже первый этап первенства не был доведен до конца: было объявлено о результатах лишь пятой группы, в которой победил Н. Иордан (Рига), набравший 1854 очков из 22, а 2—3-е места поделили А. Андрущенко и А. Павлов (Архангельск). По другим группам ни присуждения незаконченных партий, ни публикации результатов не было. Журнал «Шахматы в СССР» и, в частности, шашечный отдел журнала устранились от руководства турнирами по переписке, и дальнейшее проведение первенства СССР по переписке было сорвано. Прекратил свою деятельность и Комитет шашечных турниров по переписке. С середины 1952 по 1955 г. журналом было проведено всего три турнира, и лишь в 1955 г. было сообщено об организации шести новых турниров.
В эти годы организацией новых турниров занимаются главным образом организаторы-любители Н. Каленчук и Н. Пустынников,
которые сами же принимают в них участие. Число турниров, организованных первым из них, достигло пятнадцати, вторым
проведено два больших турнира, посвященных памяти Н. А. Кукуева и П. Н. Бодянского.Особенную популярность приобрели шашечные турниры по переписке с большим числом участников, которые были проведены Н.Каленчуком (турниры, посвященные памяти А. И. Шошина и В. А. Сокова) и Н. Пустынниковым. Остановлюсь кратко на результатах крупнейших турниров:
Турнир, посвященный памяти А. И. Шошина (окончился в 1951 г.).
Участвовало 22 человека. Первое место занял А. Ильин
(г. Молотов), набравший 33 очка из 42; 2. Е. Ларин (Иваново) — 30; 3.)М. Рабинович| (Гомель) — 28; 4. Б. Юрезанский (Московская обл.) 271/2 ; 5. В. Краснокутский (Сталинград) — 261/2.
Турнир, посвященный памяти А.Сокова (1950—1952 гг.).
Участвовало 25 человек. 1—2-е места поделили Ю. Ергин (Новосибирск) и К.Кетлер (Павлодарская область), набравшие по 33 очка из 48; 3. 3. Жданов (Львов) — 32; 4. А.Агеенко (Советская Армия) 311/2; 5. В. Евсюков (Воронеж) — 30; 6. А. Гомонов (Бежица) — 29. Турнир, посвященный памяти Н. А. Кукуева (1952—1953 гг.).
Участвовало 22 человека. Первое место — Я. Инсберг (Рига), набравший 311/2 из 42; 2. П. Романюк (Гомель) — 27;
3—4. В Поздоровкин (г. Куйбышев) иН. Пустынников (Тихвин) — по 26%; 5. А. Ильин (г. Молотов) — 26; 6. 3. Жданов (Львов) — 24.
Турнир, посвященный памяти П. Н. Бодянского (1953—1955 гг.)
Участвовало 26 человек. Первое место занял А. Ильин
(г. Молотов) — 331/2 из 50. 2—3. В.Поздоровкин (г.Куйбышев) и А.Пылаев (Москва)— по 33; 4—5. Я. Инсберг (Рига) и
А. Юдицкий (Скопин) — по 321/2; 6. А. Гомонов (Бежица) — 311/2. О творчестве участников турниров по переписке можно было бы написать большую книгу, но в рамках статьи приходится
ограничиться микроскопически малым количеством примеров из четырех турниров последнего времени.
„Отыгрыш" Н. Пустынников - 3. Жданов Турнир № 13, организованный Н. Каленчуком
1.c3-d4
d6-c5
2.b2-c3
c7-d6
3.c3-b4
b6-a5
4.d4:b6
a5:c7
5.a1-b2
a7-b6
6.b2-c3
d6-e5
7.e3-d4
h6-g5
8.b4-c5
b6-a5
9.g3-h4
c7-d6
Оба противника, стремясь к победе, избрали острый вариант дебюта «Отыгрыш».
10.a3-b4!
Этот ход намечает нешаблонный план игры Было бы опасно играть
10...g7-h6
Лучше было 10 ... b8—а7, выжидая события.
11.f2-g3
f8-g7
12.e1-f2!
b8-a7
13.d2-e3!
g5-f4?
Ничью давало только неочевидное эффектное продолжение с обоюдными жертвами шашек:
14.e3:g5
h6:f4
15.c1-b2!
g7-h6
16.h4-g5
f6:h4
17.d4:f6
e7:g5
18.c5:e7
d8:f6
19.g3:g7
h8:f6
20.b4-c5
f6-e5
21.h2-g3
g5-f4
22.c5-d6
f4:h2
23.d6:f4
a7-b6
24.c3-d4
a5-b4
25.b2-a3
b6-c5
26.d4:b6
b4-c3
27.f2-e3
h4-g3
28.b6-c7
g3:e5
29.c7-d8
e5-d4
30.e3:c5
c3-d2
31.c5-b6
d2-c1
32.b6-a7
c1-d2
33.a7-b8
d2-e1
34.b8-a7
e1-h4
35.a7-e3
Черные сдались.
1-0
Русаков - Поздоровкина
Турнир памяти Н. А. Кукуева (Пустынников Н.)
В ряде партий теоретические варианты подвергались важным коррективам. Так, в известном варианте «игры Каулена», оцененном в сборнике «XIV и XV первенства СССР по шашкам» как проигрышный для черных, после 12 ... b6—а5 последовало
1.d2-c3
h8-g7
2.c1-d2
Русаков (Воронеж) против Поздоровкина (г. Куйбышев)
d6-c5
3.f4:d6
[
(Турнир памяти Н. А. Кукуева). Чтобы избежать ничейной комбинации, белые впоследствии играли
3.b4:d6
e5:c7
4.e3-d4
(Мельников — Пустынников из того же турнира)
]
3...a7-b6
4.g3-f4
[
4.d6-c7
(Агеенко — Поздоровкин, турнир памяти Бодянского), в обоих случаях получая только равные возможности. В этой позиции из дебюта «жертва Кукуева» Пылаев против Пустынникова (Турнир памяти П. Н. Бодянского) применил
«проигрышное» продолжение:
]
4...g7-f6
5.f4-g5
h6:f4
6.e3:g5
c5-d4
, форсируя ничью
1/2-1/2
Пустынников Н. - Мосолов С.
„Обратная городская партия" (Пустынников Н.)
В варианте «Обратной городской»
1.c3-b4
f6-e5
2.e3-f4
b6-c5
3.b2-c3
g7-f6
4.f2-e3
h8-g7
5.e1-f2
c7-b6
6.b4-a5
b8-c7
7.c3-b4
c5-d4
8.e3:c5
b6:d4
9.d2-e3
c7-b6
10.e3:c5
b6:d4
11.a5-b6
a7:c5
12.a1-b2
применил эффектную контржертву двух шашек:
h6-g5!
13.f4:h6
f6-g5!
14.h6:f4
g7-h6!
15.c1-d2
e7-f6
16.b2-c3
d4:b2
17.a3:c1
c5:a3
18.d2-c3
f8-e7
, и на 32-м ходу окончилась вничью.
Своеобразные заочные соревнования — турниры по переписке — дают возможность любителям шашечной игры в полной мере развить и проявить свои аналитические способности.
Игра по переписке позволяет принимать активное участие в шашечной жизни даже тем шашистам, которые по роду своей службы не могут выступать в обычных турнирах за доской.
Несомненно, дело организации соревнований по переписке должно быть коренным образом улучшено; мечта энтузиастов о
проведении первенства СССР по переписке должна стать действительностью!
1/2-1/2
|