ОТ АВТОРА
Этюд — это составленная автором позиция, в которой при наилучшей игре с обеих
сторон задание (выигрыш,ничья) может быть
выполнено только единственным, неочевидным и оригинальным способом. По своей
природе этюду чужды шаблон и рутина, он требует свежего и острого взгляда на
позицию. Составление этюдов дает простор творческой инициативе шашиста,
развивает его комбинационное зрение, делает вооруженным в окончаниях. Не
случайно крупнейшие шашисты одновременно большие знатоки этюдов.
Шашечный этюд прошел долгий путь развития. Росли и совершенствовались требования
к его содержанию и форме. С конца
прошлого века, особенно со времени творческой деятельности A. И.Шошина, этюдная
композиция обрела современные формы.
Расширился круг тем, родились и получили дальнейшее развитие художественные
принципы построения этюда, интереснее стала
игра, глубже и замаскированнее ложные следы, богаче и разнообразнее варианты. В
этот период успешно работали Н. Панкратов,
Д.Саргин, М. Туманов,А. Харьянов, B. Шошин, А. Мишин, Н. Кукуев, А. Савельев, А.
Врагов, Я. Гордин и другие.
В советское время в строй шашечной гвардии влилась плеяда молодых талантливых
составителей: В. Соков, Б. Блиндер,
М. Маллер, Д. Калинский и Другие. В послевоенные годы наступил период изучения
накопленного опыта, теоретического осмысления этюдной композиции,
выработки принципов оценки и классификационных норм. Композиция была включена в
систему спортивной классификации. Это стимулировало проведение конкурсов и
приток молодых композиторов. Стали регулярно проводить соревнования: первенства
страны, республик, городов.
Большой вклад в развитие этюдной композиции и ее теоретических основ внесли М.
Становский, 3. Цирик, К. Халецкий.
В последние годы успешно работают А. Федорук, Г. Исаев, В. Демидов, С. Мальцев,
А. Катюха, А. Коньков.
Советские проблемисты освоили стоклеточную доску и успешно выступают в
международных конкурсах. Мы вправе ждать от них
новых открытий в области шашечной поэзии.
В книге собраны этюды в русские и международные шашки, составленные автором за
последние 25 лет. Они расположены по
принципу силовой классификации, что дает возможность быстро отыскать ту или иную
позицию. Указана дата первой публикации.
В книгу включен очерк по теории шашечного этюда, в котором изложены требования к
этюдам и практика их составления. Очерк
иллюстрирован примерами и творчества автора.
Считаю своим долгом выразить благодарность мастеру спорта СССР М. М.Становскому,
чья дружеская помощь и советы помогли
созданию книги.В свое время изучение произведений шашечных композиторов
пробудило у меня интерее к составлению этюдов.
Хочется верить, что подобное желание появится у читателей этой книги.
Глава I. Теория этюда
Глава / ТЕОРИЯ ЭТЮДА ТРЕБОВАНИЯ К ЭТЮДАМ
Теоретические основы этюдной композиции разрабатывали еще в конце XIX — начале
XX века М. Гоняев, Н. Панкратов, Д. Саргин и
А. Шошин. В советское время этому вопросу уделяли внимание А. Мишин, Н. Кукуев,
Я. Гордин, А. Савельев и М. Становский.
Стержнем всех теоретических обоснований признана неразрывность формы и
содержания.
На основе анализа теории и многолетней практики ведущих составителей можно
выделить шесть основных требований к этюдам.
Содержание:
1. Оригинальность.
2. Вариантность.
3. Единственность.
4. Трудность и тонкость.
Ложные следы и их опровержения (иллюзорная игра) также входят в содержание
этюда, но их не выделяют в самостоятельные
требования, так как они органически связаны с основными (оригинальность,
трудность и тонкость).И Т. Д. .....
Требования к этюдам
Оригинальность
Вариантность
Единственность решения
Полное побочное решение
Частное побочное решение
Неточности в решении
Вечное решение
Экономичность
Статисты
Экономичный финал
Неэкономичный финал
Экономичная миниатюра
Громоздкие этюды
Надставка
Трудность и тонкость
Естественность
Игровые позиции
Рисунок этюда
Непривлекательные этюды
Готовый удар
Основные методы и приемы составления этюдов
Примеры составления этюдов
Этюдные финалы
A.Мотивы на западню
Б. Мотивы на стеснение
B. Мотивы на самоограничение
Г. Мотивы, совмещающие западню и стеснение
Д. Мотивы, совмещающие западню и самоограничение
Е. Диагональные мотивы
Ж. Системы
C. Стоклеточные финалы
Общие вопросы этюдной композиции
О приоритете
Конкурсы составления
Оценка этюдов
Архив этюдиста
Глава II. Этюды в русских шашках
Миниатюры
Три и четыре простые
Дамки с двумя простыми
Две дамки с простой
Три дамки
Дамка с тремя простыми
Две дамки с тремя простыми
Три дамки с простой
Четыре дамки
Глава III. Этюды в международных шашках
Миниатюры
Три и четыре простые
Дамка с двумя простыми
Две дамки с простой
Три дамки
Дамка с тремя простыми
Две дамки с двумя простыми
Три дамки с простой
Четыре дамки
Глава IV. Этюды для самостоятельного решения
Словарь этюдиста
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Блиндер Б.М. Шашечные этюды.— М: Физкультура и туризм, 1937.—56 с.
2. Блиндер Б.М. Избранные партии, этюды и окончания.— М: Физкультура и спорт,
i960.— 127 с.
3. Гордый Я. X. Курс канцоу партый.— Мшск. Дзярж. выдва, 1932.— 198 с.
4. Калинский Д. М., Становский М. М. Шашечный этюд.— М: Физкультура и спорт,
1958.— 158 с.
5. Кукуев Н. А. Сто шашечных этюдов.— М.—Л.: Гос. изд-во, 1927.— 72 с.
6. Кукуев Н. А. 125 шашечных этюдов.— М:, Физкультура и спорт, 1951.— 88 с.
7. Мишин А. К. Концы игр в русские шашки.— М: Физкультиздат, 1926.— 140 с.
8. И. Ф. Мозер. Шашечные окончания.— М: Физкультура и спорт, 1963.— 318 с.
9. Цирик 3. И. Русские шашки. Окончание партий.— М! Физкультура и спорт, 1953 —
206 с.
10.Цирик 3.И.Шашечный эндшпиль.— М: Физкультура и спорт, 1959,— 216 с.
ТАЛАНТ
К 75-летию со дня рождения И. В. ТИМКОВСКОГО
Тимковский, Игорь Владимирович Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Игорь Владимирович Тимковский (1911, Ташкент — 1941?) — советский спортсмен (русские шашки)..
Родился в семье кинорежиссёра в Ташкенте. Переехал в Москву в 1929-м. Выдающийся многогранный талант — аналитик, композитор, практик. Чемпион СССР (1934). Мастер спорта (1930, за 2-е место
на IV чемпионате СССР). Участник 4-ех чемпионатов СССР, где занимал призовые места. В золотой фонд шашечного искусства вошли его этюды. Составлял задачи. Стал известен сначала как этюдист. В 1929 году он
делит 1-2 и 3-4 место в конкурсе составления этюдов, проведенном редакцией «64». В 1932 году в Смоленске провел вслепую сеанс одновременной игры на 14 досках, результат: +12; =2.
В 1935 году в Минске устанавливает рекорд одновременной игры, проведя сеанс на 125 досках. Сеанс продолжался 5 часов
15 минут и закончился со счетом 104,5:20,5 (+91; −7; =27) в пользу великого мастера.
Репрессирован в 1937 (другие данные — 1938). Год и место гибели неизвестно. Литература Арустамов Ю. Талант. // «64 — Шахматное обозрение». — 1986. — № 19. — С. 28.
Ему было девятнадцать, когда корифей русских шашек Н. Кукуев написал: «Тимковский
обладает тем «чувством положения», тем
особым чутьем, которое отличает шашиста и с помощью которого он быстро и большей
частью правильно оценивает положение. Уже
это одно делает его выдающимся мастером». Характеристика оказалась пророческой.
Игорь Владимирович Тимковский вошел в
историю отечественных шашек выдающимся мастером довоенной поры, достойным
соперником и другом легендарного Сокова.
Начало спортивной биографии было эффектным, стремительным. В 1928 году из
далекого Ташкента, тогда отнюдь не считавшегося
шашечным центром, в Москву приехал безвестный семнадцатилетний паренек. И сразу
стал вровень с сильнейшими столичными
мастерами. В № 9 журнала «Шахматы и шашки в рабочем клубе» за 1929 год читаем,
что в Центральном Доме работников искусств
Тимковский дал сеанс одновременной игры, не глядя на доску. Сеансер победил со
счетом 5 1/2 :1/2 очк. причем в партии со
своим бывшим учителем Г. Зубыком провел красивую комбинацию. Уверенно и мощно
поднимается Тимковский по лестнице спортивных
успехов. Он побеждает в так называемом малом чемпионате СССР, по сути говоря,
полуфинале IV первенства СССР. В самом
первенстве занимает второе место, уступив лишь столь же молодому и тоже очень
талантливому бакинцу Д. Шебедеву. За успех
ему присвоили звание мастера: именно тогда «живой классик» Н. Кукуев предсказал
ему большое спортивное будущее. И в самом
деле Тимковский не знает неудач. В. показательном турнире мастеров делит второе
место с ленинградцем Л. Раммом.
В V первенстве страны лишь на пол-очка отстает от победителей.
Наконец, в 1934 году в блестящем стиле выигрывает VI первенство страны. Семь
превосходных побед и 10 ничьих — таков
результат. Кстати, на пол-очка отстал от Тимковского Василий Соков, также без
единого поражения. Острейшее спортивное
соперничество между двумя феноменально одаренными шашистами не помешало их
подлинно дружеским отношениям. А как обогатило
оно историю наших шашек! Не одну сотню легких партий сыграли между собой друзья,
ухитряясь создавать в них подлинные
шедевры. Большинство восстановить уже невозможно, но для многочисленных
зрителей, особенно известных мастеров, поединки
явились отличной школой спортивного совершенствования. По свидетельству
современников, игра в этих неофициальных матчах
шла на-равных. Тимковский вновь и вновь подтверждает свою огромную практическую
силу, побеждая в представительных
турнирах. Выигрывает чемпионат Москвы, занимает первое место в полуфинале VII
первенства СССР. Правда, финал этого
первенства стал «бенефисом» Сокова, обогнавшего ближайших соперников на два
очка! Тимковский не смог составить серьезной
конкуренции своему другу, но справедливости ради отметим, что, проболев почти
весь турнир, он все же разделил 2—5-е места.
Не только спортивные достижения обеспечили Тимковскому исключительное положение
в истории шашек, по праву ему
принадлежащее. Он был подлинным реформатором игры, открыв в ней неведомые ранее
творческие ресурсы, подняв ее на качественно
новый уровень. Сам Игорь Владимирович именовал себя «игроком комбинационного
стиля». Но многочисленные комбинационные
шедевры в его партиях осуществлялись потому, что он тонко чувствовал связь,
единство стратегии и тактики, общих законов
развития позиции и завершающих тактических ударов. Великолепный мастер эндшпиля,
Тимковский создал 45 этюдов, многие из
них вошли в золотой фонд советской композиции. И еще одна, особо привлекательная
черта его дарования — в шашках Тимковский
был борцом бескомпромиссным, всегда играл только на победу.
Интеллигентный, образованный человек, он серьезно увлекался музыкой, живописью,
поэзией, спортом и внешне был красивым и
обаятельным. И жизнь прожил короткую, но яркую, оставив нам, своим наследникам,
богатое творчество.
МЕЛАМЕД
—
ТИМКОВСКИЙ
Малый чемпионат СССР,
1929.
1. cb4 fg5 2. bсЗ gf4 3. g
:e5 d : f4 4. е : g5 h : f4 5. cb2 bc5 6. b : d6 e: c5 7. f g3 cd4 8. с: e5 f:
d6 9.bc3gf6 10. gf2ab6 11. gf4? (в худшей позиции белые играют без плана,
создавая себе новые трудности) 11.. h:g7 12. сb4 bс5 13. fg3 gh6 14. gh4 сb6!
Для реализации позиционного перевеса Тимковский прибегает к тактической угрозе
— прием, который не раз будет встречаться в его турнирной практике. 15. аb2.
Конечно, нельзя нападать 15. bа5 из-за контрудара 15.. .fg5!
Дальше все форсированно. 15.. .bа5 16. bсЗ de7 17. de3 bа7 18. ed2 ab6 19. fg5 h
: f4 20. e : g5 cd4! 21. c:g7 f: f4!! с выигрышем.
He слишком сложная комбинация, не так ли? Но она была проведена Тимковским в
сеансе одновременной игры, не глядя на доску!
тимковский
Выигрыш
Решение
этюда таково: 1. ad8 fe5 2. dh4 gh2 3. hel ef4 4. eg3 fe3 5. gc7 b: d6 6. ab8.
Обилие ложных следов и необычная
естественность позиции позволяют отнести это произведение Тимковского к числу
подлинных шашечных жемчужин. Кстати, Соков,
комментируя этот этюд, ко всем ходам поставил восклицательный знак.
Красноречивая оценка!
Ю. АРУСТАМОВ , гроссмейстер.
64 — ШАХМАТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Вот вы из какой группы? Из ТД? Ну и чего вы болтаете тэ дэ, раз вы из ТД?
Возможно, сюда приехали новые скобки, но я ничем не рискую, кто бы сюда ни приехал. (Виноградова Е.А.)
Чьи законы изучают физика, математика? Конечно, бога.(Рыбников Ю.А.)
Поднимите веки, молодой человек… Спасибо.(Рыбников Ю.А.)
Как умер первый материалист Европы? От обжорства! Логика такая — раз души нет, давайте есть побольше.(Рыбников Ю.А.)
Какая самая главная наука вашего курса? Да вы что? Какая физика? Конечно, культурология! Запишите: физика и математика — только вводный курс к истинам философии и культурологии. Эта наука учит нас правильно жить и правильно умирать.(Рыбников Ю.А.)
Молодой человек, вы спите. Может, и не спите, но дыхание у вас спящее.(Рыбников Ю.А.)
Про сумасшедшее фортепьяно я вам рассказал?(Рыбников Ю.А.)
А вы знаете, кто такая леди Гага? (Политюков В.П.)
«Новые итальянцы» появляются.(Рыбников Ю.А.)
—Люблю.
Да кто же мы тут такие, личности или пауки в банке?(Рыбников Ю.А.)
Все вы — советские, и моя великая миссия — выбить из вас эту дурь.(Рыбников Ю.А.)
Признаюсь, я только один раз в жизни говорил с англичанином, поэтому этот разговор я запомнил на всю жизнь.(Рыбников Ю.А.)
Почему люди верят? Не потому, что придурки.(Рыбников Ю.А.)