А.Куличихин ОБЗОР ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ЗА ДЕСЯТИЛЕТИЕ 1945-1955 гг
М. Становский ЭТЮДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Цель настоящей статьи — дать краткое освещение этюдного творчества, а также выяснить
отдельные принципиальные положения о терминологии в смежных с этюдами разделах,
так как в шашечной литературе этот вопрос до сих пор не упорядочен. Установление
единообразия в терминологии — насущная, хотя и не легкая задача.
Ниже даются определения некоторых терминов без претензии на их безусловную правильность
и научную непогрешимость. В таких случаях истина устанавливается в дискуссии и тщательном
анализе существующих мнений. Этюд — шашечная миниатюра с т о н к и м, единственным
решением.
Могут возразить, что пятью словами нельзя определить важнейший раздел композиции,
число требований к которому больше, чем слов в определении. Однако лаконичность
никогда не враждует с научностью. В задачу формулировки не входит исчерпывающее
раскрытие понятия. Она должна дать узловую, обобщенную характеристику термину. Обратимся
к требованиям, предъявляемым к этюдам.
1. Единственность решения. Все проблемисты единодушно считают, что это требование
первостепенной важности. В высшей трактовке оно имеет в виду строгую последовательность
ходов, без перестановок, единственно ведущих к цели. Побочные решения резко снижают
качество этюда, а во многих случаях уничтожают произведение. В разветвленном этюде
варианты с побочным решением аннулируются. Второе решение в идейном (основном) варианте
ликвидирует этюд так же, как и перестановка 1 и 2-го ходов.
2. Оригинальность. Этюд должен обладать свежестью замысла, новизной оформления,
т. е. оригинальностью. Трафаретные этюды — перелицовка известных тем — обречены
на неуспех и скорое забвение. Мы не утверждаем, что каждый новый этюд должен поражать
необычным содержанием, являться открытием, хотя это и очень заманчиво. Но
бесспорно, что если композитор рассчитывает на положительную оценку своего произведения,
то его этюд должен нести нешаблонную идею. Пусть новый этюд повторит старую тему,
но превзойдет прежние произведения глубиной замысла, чистотой и непринужденностью
оформления. Пусть новый этюд в легкой конструкции
объединит несколько встречавшихся ранее тем. В таких случаях он получит признание.
Сухое же повторение известной темы делает произведение бесцветным, а авторство сомнительным,
что не дает этюду права на самостоятельное существование.
3.Вариантность. Этюды с несколькими «чистыми» вариантами ценятся очень высоко.
Каждый вариант должен выглядеть самостоятельным произведением. Разветвления, ведущие
к нормальным окончаниям, не обогащают произведения, если не имеют этюдной, тонкой,
борьбы. Автором этюда № 1 является тульский мастер В. Абаулин.В итоге этюд Шеломенцева
проходит у Калинского ложным следом, что значительно увеличивает качество этюда.
Этюд № 3 можно считать лучшим по борьбе дамки и простой против четырех простых,
автором же можноназывать всех трех составителей.
4. Естественность. При прочих равных условиях более ценным и привлекательным
окажется этюд, исходная позиция которого близка к практическому окончанию. Естественность
рисунка, легкость конструкции с самого начала располагают к решению, пробуждают
интерес. Эффектный финал, неожиданные маневры при заурядной, обманчиво безобидной
начальной позиции лишь усиливают впечатление и рельефно демонстрируют глубину мысли
и неисчерпаемое богатство, казалось бы, простой игры в шашки.
5. Экономичность. Под этим термином разумеют обычно отсутствие в финальной
позиции излишних сил, которые не нужны для выполнения задания. Чистота финала должна
быть безупречной, так как лишняя шашка иногда лишь портит даже отличный авторский
замысел.
Кроме того, признаком привлекательности позиции является ее миниатюрность—экономичность
построения. Чем более ограниченными средствами удается выразить сложную эффектную
идею, тем большее впечатление оказывает произведение. Опыт выдающихся составителей
свидетельствует, что тремя (реже четырьмя) единицами сильнейшей стороны можно выразить
самые тонкие этюдные идеи. Громоздкие позиции не могут быть оправданы фантастическим
замыслом. Поэтому разумно установить верхний предел сил, выполняющих задание, —
4. Этюды с числом единиц более четырех, даже если они и удовлетворяют комплексу
требований, должны быть зачислены в разряд концовок.
6. Трудность решения не является самоцелью, и, конечно, не всегда это — достоинство.
Идея должна быть умело замаскирована, ходы, ведущие к цели, должны быть неочевидными,
неожиданными. Встречаются нередко трудные для решения этюды, идейная игра в которых
выглядит бледно. Усилия, затраченные на поиски решения, не вознаграждаются эстетическим
удовольствием. Содержательность этюда должна преобладать над трудностью.
Существенным моментом в этюде является финальная (решающая) позиция, первое впечатление
о которой обманчиво. Таким образом, под трудностью мы понимаем серию неожиданных
ходов, ведущих к яркому, парадоксальному финалу. Изучение печатных трудов и практики
лучших отечественных этюдистов подтверждает наличие именно шести приведенных требований.(Иногда
самостоятельно выделяли требования о миниатюрности и о наличии ложных следов.)
В определении этюда все перечисленные требования нашли некоторое освещение. Вариантность,
оригинальность, трудность характеризуют глубину шашечного этюда, его игровую
сторону, и в формулировке они объединены словами «т о н к о е решение». Требования
естественности и экономичности выражены словами «шашечная миниатюр а». Здесь наблюдается
некоторая символичность, но нет противоречия. Действительно, «шашечная» и «естественная»
применительно к практической партии звучат синонимами, так же как «экономичность»
и «миниатюрность». Таким образом, определение этюда, пусть косвенно, но кратко и
четко охватывает всю обширную группу требований.
В кратце остановимся на э т ю д н ы х окончаниях и концовках. Облекая мысли выдающегося
знатока композиции Н. А. Кукуева в формулу, можно сказать, что этюдное окончание
— позиция, в которой цель достигается тонкой,единственно возможной группировкой
сил. В отличие от этюдов здесь не требуется строгого порядка ходов и не принято
формулировать совокупности требований. Некоторые этюдные окончания (Д. Саргина,
М. Гоняева и др.) стали по существу дела нормальными. Но полностью отождествлять
их нельзя, так как этюдные окончания являются в какой-то мере исключением из правил,
а нормальные окончания — теоретической нормой.
Является ли этюд п р а в и л о м или исключением? Этот вопрос имеет принципиальное
значение. Надо признать, что этюд является все же закономерным шашечным правилом.
Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о глубине игры, в которой привычное,
будничное внезапно озаряется тонким выпадом, яркой вспышкой удивительных сочетаний.
Поэтому и родился этот не совсем удачный термин — исключение. Он платит дань редкостному,
но логичному событию, каковым является каждый хороший этюд.
Сила шашек и прелесть композиции и заключаются в том, что они приводят ценителя
в восторг, изумляют необычностью, кажутся исключением. Исключением из правил этюд
называют и потому, что в обычных условиях материал борющихся сторон соответствует
некоторой теоретической норме, которая в этюде в силу ряда причин нарушается.
Этюд был представлен автором данной статьи на Всесоюзный конкурс 1955 г. и отмечен
3-им призом. Наиболее запутанным остается вопрос о концовках. Под этот всеобъемлющий
термин зачисляют и этюды, и окончания, и комбинации, а иногда концовки. Нам представляется
целесообразным считать концовкой позицию, в решении которой имеются элементы этюдного
или комбинационного характера. Число шашек целесообразно ограничить шестью единицами
сильнейшей стороны. Концовка должна иметь красивые, впечатляющие мотивы.
Этюд является собирателем лучших шашечных идей и должен быть преподнесен в безукоризненно
отточенной форме. Иногда в среде проблемистов сквозит тенденция смягченных требований
к этюду. Они мотивируют это якобы непреодолимыми трудностями в создании безупречных
произведений. Истинное искусство не идет по легкому пути ослабления требовательности.
Наоборот — повысить ee He количество, а качество произведений определяет творческий
уровень достижений в любой области искусства. Серое произведение может быть
случайно опубликовано в печати, но будет быстро забыто. А яркие этюды никогда не
будут преданы забвению. Более 3000 этюдов опубликовано в печатных изданиях
России за последние 80 лет. Но лишь десятая часть из них будет всегда привлекать
внимание ценителей шашечной игры.
Первые сведения об этюдах были даны в книге А. Д. Петрова «Руководство к основательному
познанию шашечной игры...», изданной в 1827 г. В то время все шашечные позиции
назывались задачами и были очень просты. В 1873 г. появились шашечные отделы во
«Всемирной Иллюстрации», а затем в «Шахматном Листке». Видным пропагандистом шашек
в это время €ыл Н. Панкратов
Заметный рост начался в 1880 г. в связи с энергичной деятельностью М. Гоняева и
появлением отделов во многих периодических изданиях.
Расцвет этюдной композиции связан с именем А. И. Шошина. Впервые Александр Иванович
Шошин выступил в 1894 г. и в короткое
время дал серию блестящих этюдов, которые и до сих пор вызывают восхищение любителей
шашек.
Достойными продолжателями шошинских традиций явились А. Харьянов, В. Шошин, А. Мишин,
Я. Гордин, А. Савельев, Н.Кукуев, которые много сделали для развития шашечного этюда.
В советское время к старой гвардии опытных составителей примкнуло одаренное молодое
поколение: Б. Блиндер, Д.Калинский, В. Соков, А. Буткевич, В. Н. Романов и
др. Большие энтузиасты шашечной композиции Н. Кукуев и В. Шошин умело воспитывали
себе достойную смену. В наше время техника обработки этюдов доведена до филигранного
совершенства.
В период 1924—1941 гг. наблюдалось большое оживление шашечной работы. Шашечные отделы
имелись более чем в тридцати периодических изданиях. Было опубликовано свыше 2000(!)
этюдов (в среднем более 100 ежегодно). За 14 лет (с 1925 по 1939 г.) было проведено
14 конкурсов всесоюзного значения на составление этюдов. Более 120 проблемистов
регулярно помещали в печати свои этюды. Эти цифры достаточно внушительны.
В каком же состоянии находится этюдное творчество советских составителей к 1956
г.? Чем знаменательно для них послевоенное десятилетие? Если розыгрыш первенства
СССР по шашкам приобрел регулярный характер (с 1945 по 1955 гг. состоялось 10
чемпионатов страны), то область шашечной композиции, наоборот, «захромала на обе
ноги». В связи с отсутствием постоянного
печатного органа шашистов за 10 истекших лет было опубликовано всего лишь около
150 этюдов во всех печатных изданиях СССР
(в среднем менее 15 в год). В 7 раз меньше довоенного числа! А число этюдов, заслуживающих
высокой оценки, едва достигает 40. Все это не могло не отразиться на общем положении
в области композиции. Многие проблемисты перестали
заниматься составлением этюдов, а часть из них совсем отошла от шашек.
Ведущие советские проблемисты Д. Калинский, Н. Пустынников (Н. Пустынников — один
из виднейших составителей задач. Одновременно он плодотворно работает и в области
составления этюдов — Прим. сост.), А. Буткевич вынуждены работать
в одиночку, лишь изредка печатая свои произведения. Отличные этюды пробили себе
дорогу к признанию в среде высококвалифицированных шашистов частным образом, не
став всеобщим достоянием. Не приходится удивляться тому, что среди новых имен этюдистов
можно назвать лишь единицы — В. Абаулин, М. Щавель, Н. Иордан. Но и они композицией
увлекаются эпизодически.
Активно работает в последние годы Г. Маркосов, давший несколько хороших этюдов.
Смотром достижений в области композиции всегда были конкурсы составлений. По инициативе
группы энтузиастов в 1951 г. был проведен Всероссийский массовый конкурс составлений
задач и этюдов. Хотя он оказался доступен узкому кругу любителей, интерес, проявленный
к нему, был значительным. Из 20 поступивших на конкурс этюдов судья Н. Пустынников
(Тихвин) отметил три этюда призами и пять похвальными отзывами.
Время показало, что лучшим этюдом данного конкурса является позиция № 8, несмотря
на то, что она разделила второй-третий призы.
Два последних конкурса носили массовый характер, подробные итоги о них должны еще
быть опубликованы.
Подобные мероприятия должны стать ежегодными — таково мнение всех шашистов Советского
Союза, таково решение Первого всесоюзного шашечного пленума.
Необходимо отметить, что большинство отличных послевоенных этюдов в конкурсах составлений
не участвовало.Лучшие из них приводятся ниже.
Глубокое проникновение в бесчисленные лабиринты шашечных окончаний, тщательное изучение
и обобщение опыта всех проблемистов открывает богатые возможности в области этюдного
творчества. Этому немало способствовали бы создание постоянного обмена опытом между
композиторами и выпуск «Справочника» по всем этюдам, бывшим в печати.
Залогом нового расцвета шашечной композиции является массовость. Выход советских
шашистов на международную арену, специальный журнал «Шашки», регулярные конкурсы
решений и составлений, введение квалификации по композиции дадут мощный толчок к
бурному развитию этюдного творчества.
1. Блиндер Б.М. Шашечные этюды.— М: Физкультура и
туризм, 1937.—56 с.
2. Блиндер Б.М. Избранные партии, этюды и окончания.— М: Физкультура и спорт,
i960.— 127 с.
3. Гордый Я. X. Курс канцоу партый.— Мшск. Дзярж. выд-ва, 1932.— 198 с.
4. Калинский Д. М., Становский М. М. Шашечный этюд.— М: Физкультура и спорт,
1958.— 158 с.
5. Кукуев Н. А. Сто шашечных этюдов.— М.—Л.: Гос. изд-во, 1927.— 72 с.
6. Кукуев Н. А. 125 шашечных этюдов.— М:, Физкультура и спорт, 1951.— 88
с.
7. Мишин А. К. Концы игр в русские шашки.— М: Физкультиздат, 1926.— 140
с.
8. И. Ф. Мозер. Шашечные окончания.— М: Физкультура и спорт, 1963.— 318
с.
9. Цирик 3. И. Русские шашки. Окончание партий.— М! Физкультура и спорт,
1953 — 206 с.
10.Цирик 3.И.Шашечный эндшпиль.— М: Физкультура и спорт, 1959,— 216 с.
Если бы меня попросили представить шашечную
задачу как жанр – в ее наиболее ярком проявлении, – я, не задумываясь,
сделал бы это именно на примере творчества Михаила Федорова.
Вот где свобода, легкость, фантазия и красота! Как прекрасную музыку
хочется слушать вновь и вновь, так и задачи этого композитора неизменно
служат источником непреходящего эстетического наслаждения. Я до сих
пор помню то непередаваемое впечатление, которое произвела на меня его
самая первая попавшаяся мне на глаза задача.
М. Федоров,
журнал «Шашки», Рига, 1969 г.
Запереть простую
Решение: 49 (10, А), 35, 19!!! [10];
А (45), 50, 23, 47, 15, 20, 6, 35, 40, 50 [45].
В квадратных скобках указано поле, на котором, в конце концов, оказалась
«запертая шашка».
Для тех, кто не знаком с короткой нотацией, приводим полную запись
решения 1.43-49 5-10 (1... 50-45 2.28х50 45х1 3.14-23 1х20 4.15х47 5-10
5.47-15 10-14 6.15-20 14х25 7.50-6 25-30 8.49-35 30-34 9.35-40 34х45
10.6-50Х) 2.49х35 50х30 (надо бить большинство) 3.3.35х19Х. Восхищение
и шок! Такого не может быть! Откуда взялся финал «на весу»? Да еще какой!
Да еще с приХодом! Да еще в миниатюре! С какой кометой явилось это немыслимое
чудо? Вот уже почти сорок лет я не перестаю изумляться этому эстетическому
парадоксу. Да вот, пожалуй, и наиболее адекватное определение самой
сути задачного творчества Михаила Федорова – ПАРАДОКС!
Шашки ЗА 1955 ЕЖЕГОДНИК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА
и СПОРТ» МОСКВА 1951
238 ст. Тираж 15000
экз.
Авторы-составители А. Виндерман (часть I — русские шашки
и приложения) и Ю. Шмидт (часть II — международные шашки).
Работа по специальному редактированию проведена мастером спорта Б. Миротиным.
В сборнике поместили свои работы чемпионы СССР — по русским
шашкам 3. Цирик, по международным шашкам — И. Куперман;мастера спорта —
В.Абаулин, A.Веретэ, В.Гиляров, В.Городецкий,С.Данилин, B.Каплан, А.Коврижкин,И.Козлов,Д.
Коськов, Б. Миротин, П. Святой,Н. Сретенский, М. Становский, Н. Спанцирети,
Л. Хейф; кандидаты в мастера — Л. Мардер, Л. Рубинштейн, В. Чечиков, проблемисты
— А. Куличихин, Н. Пустынников, В. Шумилин. Работы, авторы которых не указаны,
выполнены составителем.
С каждым годом международные (стоклеточные) шашки получают все большее
распространение в нашей стране, ширятся ряды
любителей, организованно занимающихся изучением теории и практики этой
увлекательной игры. Увеличивается число официальных
соревнований по международным шашкам, что, несомненно, сказывается на росте
массовости и повышении спортивного мастерства.
Большой творческий путь проделала советская шашечная школа от первого
Всесоюзного тренировочного турнира 1953 г. до III
чемпионата СССР в 1956 г.
Свое трехлетие и творческую молодость мы отмечаем серьезными достижениями,
которые теперь уже признают не только отдельные
зарубежные шашечные деятели, но и все признанные авторитеты и истинные ценители
этой «вечно зеленой» игры.
Значительные творческие достижения ведущих шашистов страны в овладении
искусством игры на стоклеточной доске — есть результат
большой организационной работы, проделанной шашечными секциями союзных
республик, Москвы и Ленинграда по популяризации
международной шашечной игры.
Календарь 1956 года, являясь определенным отражением этих достижений, создал
благоприятные условия высококвалифицированным
шашистам для проявления творческой мысли и спортивного дерзания, чем так обычно
отличаются соревнования на стоклеточной
доске.Несомненно, что решения пленума Всесоюзной шашечной секции приведут к
дальнейшим успехам в освоении теории и практики
международных шашек, углубят аналитическую мысль ведущих мастеров страны, что
благотворно скажется на их дальнейших
спортивных результатах.
Давно не было такого большого накала и остроты в спортивных схватках за шашечной
доской, какими отличались отборочные
соревнования по международным шашкам 1955 года. Интересная и содержательная
борьба не прекращалась с первого до последнего
тура. Характерно, что состав республиканских и городских первенств выглядел
значительно «омоложенным». А сколько новых,
до этого мало известных имен появилось в этих турнирах! Беньковский, Чечиков,
Печатников, Солныков, Ильяков, Леман,
Томбак и Щеголев (Москва), Егоров, Сигнаевский, Меркин, Мошкин, Маншин и Петров
(Ленинград), Рашман и Лазаренко (Киев),
Степанов, Геллер, Файнберг и Семенов (Минск), Суплин, Неймарк и Кадашевич
(Харьков), Вилунас (Вильнюс), Звирбулис (Цесис),
Давыдов и Гуляев (Ташкент), Норенберг (г Фрунзе) и др.
Свежая и инициативная игра молодежи способствовала созданию в этих соревнованиях
подлинно спортивной атмосферы, а это, в
свою очередь, обусловило многие творческие достижения.
Проследим за ходом спортивной борьбы в отборочных состязаниях.
Первенство столицы проводилось в два этапа.
Финальному турниру предшествовали состязания в трех полуфинальных группах.
Состав участников первенства Москвы был весьма разнородным. Здесь были и юные
воспитанники шашечной секции стадиона Юных
пионеров, руководимой мастером Б. А. Миро-тиным, и старейшие перворазрядники, и
кандидаты в мастера, впервые пробующие свои
силы в новой для них игре, и известные мастера, уже имеющие опыт встреч за
стоклеточной доской. Молодежь показала себя с
наилучшей стороны, и в этом несомненная заслуга Б. А. Миротина, который наряду с
харьковским мастером спорта Ю. А. Шмидтом,
одним из первых руководителей юношеских шашечных школ, настойчиво начал
пропагандировать международные шашки среди
юношества. Результаты не замедчили сказаться.
Представители молодежи успешно проявили себя в соревновании, оттеснив
многоопытных мастеров, кандидатов в мастера и
перворазрядников.
В финальном турнире за звание чемпиона боролись давние соперники — мастера
спорта А. Г. Веретэ, А. И. Виндерман и
В. С. Гиляров. С ними в борьбе за призовое место конкурировал молодой кандидат в
мастера О. Беньковский. На финише
А. Веретэ, находившийся в отличной спортивной форме и проведший все соревнование
без поражений, сумел обойти соперников.
Набрав 10% очков, он занял первое место, завоевав звание чемпиона. Прошлогодний
чемпион В. Гиляров набрал 10 очков. Мастер
спорта А. Виндерман и кандидат в мастера О. Беньковский закончили турнир с 9%
очками и также получили право на участие
в полуфинальных соревнованиях II первенства СССР. Далее места распределились
следующим образом: Левинсон — 9 очков, Ильяков
и Кац — 8%, А. Семенов и Зеленин — 7%, Беспалов и Мардер — 7, Шнер — 6%,
Печатников — 6, Глезер — 5, Объедков — 4% и
Данилин — 3% очка.
Первенство Ленинграда отличалось от первенства
столицы прежде всего ровным и сильным составом. Если в первенстве Москвы
борьба сводилась главным образом к решению вопроса о том, кто из трех мастеров —
Веретэ, Виндерман или Гиляров — завоюет
звание чемпиона, то по предварительным прогнозам в ленинградском финале мало кто
сомневался в победе одного из сильнейших
мастеров страны П. Святого.
Исключительная творческая фантазия, глубокое проведение стратегического плана и
искусство осложнять самые, казалось бы,
безобидные на вид позиции позволили Святому продемонстрировать свое явное
превосходство над остальными противниками.
11% очков из 15 возможных и отрыв от ближайшего конкурента на 2 очка лучше всего
характеризует стиль игры чемпиона
Ленинграда.
Высокое мастерство и волю к победе отличают также игру вставших вслед за
победителем мастера спорта С. Егорова и кандидата
в мастера И. Сигнаевского, набравших по 9% очков. Занявший четвертое место с 9
очками мастер Л. Рамм блеснул оригинальным
разыгрыванием наиболее сложной стадии партии — середины и заслуженно вошел в
группу победителей. Кандидаты в мастера
Б. Герцензон и В. Меркин разделили 5—6-е места, закончив турнир с 8% очками.
Далее места распределились: мастер Ю. Кустарев
и кандидат в мастера В Петров — 8 очков, мастер С Петров и кандидат в мастера В.
Мошкин — 7%, мастера спорта
М. Циценовецкий и М Бурковский— 7, мастер Е Тюнев — 5%, кандидат в мастера Л.
Гиршфельд и Ю Кейль — 4% , кандидат в мастера
Г. Чечулин — 4 очка.
В Одессе с 25 мая по 18 июня 1955 г. состоялось второе
первенство Украины. В финальном турнире участвовало 9 мастеров,
7 кандидатов в мастера и один перворазрядник. Первое место и звание чемпиона
республики завоевал киевлянин В. Каплан,
набравший 11% очков. Этой победой талантливый киевский мастер реабилитировал
свое неудачное выступление в предыдущем
первенстве республики На пол очка он сумел обойти своего земчяка чемпиона СССР
И. Купермана. Блестящего успеха достиг также
С.Рашман(Киев): набрав10% очков, он выполнил норму на получение звания мастера
спорта. Четвертое место с 10 очками занял
харьковчанин А. Коврижкин — мастер ярко комбинационного дарования. У Н.
Спанцирети (Харьков), М. Когана (Киев), М. Корхова
(Одесса) и С. Корхова (Одесская область) — по 9% очков. Здесь особенно следует
выделить игру М. Корхова. У М. Становского
(Одесса) — 9 очков, Ю. Митягина (Киев) — 8%, Б. Блиндера (Киев) — 8, Г. Гросса—
6%, М. Ашбеля и А. Швидкого — по 6
(оба — Харьков), В. Шандалесова и М. Перевеслова (Винница) — 3 очка.
Большое распространение получила международная шашечная игра в
Белоруссии. Ее популяризации способствовал общий подъем
шашечной жизни в республике благодаря работе шашечного актива во главе с А.В
Рокитницким.
Отрадно отметить, что подавляющую часть участников первенства республики
составляют представители молодежи. Это, несомненно,
является залогом последующего развития международных шашек в Белоруссии,
дальнейшего творческого роста ее сильнейших
шашистов.
Борьба за звание чемпиона в финальном турнире проходила главным образом между
мастером спорта М. Шавелем, кандидатом в
мастера С. Маншиным и перворазрядником Л. Семеновым. Победа на финише студента
Минского индустриального техникума
перворазрядника Л. Семенова была сколь неожиданна, столь и заслужена. Из 14
сыгранных партий он выиграл 11, две проиграл и
одну свел вничью. Блестящий результат! Победителя характеризуют выдержка,
хорошее понимание комбинационной игры и умение
проводить защиту трудных позиций.
На очко от него отстали С. Маншин и М. Шавель — единственные участники, от
которых победитель потерпел поражения.
Чемпион Белоруссии по русским шашкам А. Рокитницкий и представитель Витебской
области И. Степанов разделили 4—5-е места,
набрав каждый по 8% очков.
Следует отметить, что участник 1 Всесоюзного тренировочного турнира И. Степанов
долгое время возглавлял турнирную таблицу,
но проигрыш на финише трех партий подряд отбросил его за черту призеров. Далее в
турнирной таблице встали: Ю. Файнберг
(Минск) — 8 очков, М. Машкович (Могилев)— 7%, Д. Гордевич, Б. Вельский (оба
Минск), Б. Галинский (Молодечненская область)
и 17-летний чемпион столицы М. Челиев — 7. У Б. Красницкого (Могилев) — 6 очков,
М. Бейлина (Гомель) — 3. О. Гаврилова
(Брей) — 1% и М. Бабицкого (Гомель) — 1.
Поразительны успехи в развитии шашечного спорта, достигнутые за последние годы в
Узбекской ССР в этом немалая заслуга
республиканской шашечной секции,возглавляемой неутомимым организатором мастером
спорта Б.Канищикером.
Следует отметить, что руководство республиканского комитета первым в стране
провело в 1953 г. сбор сильнейших шашистов
Узбекистана для ознакомления их с основами международной шашечной игры. Ежегодно
для участия в первенстве Узбекской ССР по
русским и международным шашкам приглашаются мастера страны. За короткий
трехлетний период здесь успели поделиться опытом
практической игры и своими теоретическими познаниями мастера спорта В.Каплан,
В.Романов, П.Святой, Е.Тюнев, С.Петров,
Н. Сретенский, Н. Шутилкин, И Козлов и Л. Хейф и др.
Мастера спорта Козлов и Хейф выступали вне конкурса в первенстве Узбекистана по
международным шашкам в 1955 г. В финальном
состязании участвовали 4 мастера спорта (Б. Канищикер, И. Козлов, Л. Хейф и Ш.
Якубов),
9 кандидатов в мастера и 3 перворазрядника. 1—2—3-е места с результатом 10%
очков из 15 возможных разделили
кандидата в мастера С. Давыдов, С. Гуляев и И. Яворский, отставшие на полочка от
игравшего вне конкурса
москвича И Козлова.
На игре победителей Давыдова, Гуляева и Яворского — трех талантливых шашистов,
демонстрирующих от турнира к турниру свое
незаурядное дарование, следует остановиться особо. У каждого из них своя манера
ведения борьбы за шашечной доской, свой
своеобразный творческий почерк. Ученик средней школы Ташкента С.Давыдов, студент
Педагогического института С. Гуляев и
представитель Советской Армии И. Яворский пришли к победе разными путями.
Если Давыдов вторично (первый раз — в 1953 г., в 1954 г. не участвовал) завоевал
первое место, то это результат его умения
вести комбинационную игру, особенно в сложных и острых позициях. В
противоположность ему Гуляев тяготеет к позиционной
школе. Он любит более ясные позиции, обладает хорошим пониманием позиционной
борьбы с учетом элементов комбинационного
творчества. В игре третьего победителя — Яворского трудно выделить тяготение к
той или иной школе. Пожалуй, более всего
следует отметить его умение цельно, от начала до конца осуществлять задуманный
им стратегический план. Это позволило ему
сохранить на протяжении всего турнира спортивное равновесие и прийти к финишу с
отличными результатами.
5-е место занял мастер Ш. Якубов, набравший 10 очков. Его оригинальной игре не
хватало, к сожалению, решительности при
разыгрывании сложных позиций.
Московский мастер Хейф впервые пробовал свои силы на стоклеточной доске. Начав
неуверенно турнир, он на финише разыгрался
и показал высокое мастерство в ряде партий, заняв 6-е место с 9 очками. Далее
места распределились: Александров и Кабаков —
8 очков, Канищикер, Берштейн и Шакиров — 7%, Гавриленко — 7, Черкасский — 6,
Круглов — 4%, Назаров — 2 и Ютландов,
сделавший единственную ничью с Берштейном,— % очка.
Отборочные соревнования по международным шашкам в прибалтийских республиках —
Латвии, Литве и Эстонии),— а также в
Молдавии
отличались остротой и напряженностью борьбы, что было обусловлено ровным
составом.
Игре большинства участников еще недоставало должного опыта турнирных боев и
необходимых теоретических познаний. Вот почему
приглашение для участия вне конкурса в соревнованиях и проведения теоретических
сборов в эти республики опытных мастеров
здесь вызывалось особой необходимостью. В Латвии первенствовал молодой мастер В.
Звирбулис, второй год подряд завоевывавший
право участия во всесоюзных соревнованиях. Это первый мастер в СССР, завоевавший
это почетное звание за двукратное участие
в финальных первенствах страны. В Литве звание чемпиона республики было
определено лишь после дополнительного матча между
кандидатом в мастера Рябовым и перворазрядником Вилунасом,разделившими в
первенстве республики 1—2-е места. Победил Рябов,
завоевавший право участвовать в полуфинале первенства страны.
В Эстонии победителем стал Н.Жадин.Так-же напряженной была борьба за право
участия во всесоюзных соревнованиях в Молдавии.
Кандидат в мастера А. Дунаевский оказался наиболее подготовленным и по праву
сильнейшего был допущен к участию в
полуфинальном турнире.
Соревнования по международным шашкам повсеместно вызывали большой интерес у
спортивной общественности,
что, несомненно, будет способствовать дальнейшей популяризации этой интересной и
содержательной игры.
А. Куличихин
О ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ ЗА 1956—1957 гг.
В 1957 г. было утверждено официальное положение о разрядных нормах по шашечной композиции. Теперь составители шашечных задач и этюдов (разрядные нормы пока распространяются только на эти два вида композиции) могут получать оценку своих достижений по Единой спортивной классификации. Нашим лучшим проблемистам Д. Калинскому, Н. Пустынникову и А. Буткевичу присвоено почетное звание мастера спорта. Надо полагать, что с введением разрядных норм шашечная композиция получит новый,
дополнительный стимул своего развития. Конкурсы решений
За 1956—1957 гг. проведен ряд конкурсов решений шашечной композиции: в газетах «Московский комсомолец», «Труд»
и «Учительская газета», в журналах «Молодой колхозник», «Шахматы в СССР» и др. Все эти конкурсы неизменно подтверждают большой интерес, проявляемый широкими массами любителей шашек к остроумным комбинациям и маневрам, которыми отличаются хорошие задачи,этюды и концовки. Вот одна из позиций конкурса, проведенного журналом «Молодой колхозник», получившая хорошие отзывы читателей (диагр. на стр. 220). А. Куличихин Выигрыш
1.h4-g5h2-g1
4.b4-c3d4:b25.d2-c1 x
Как бы черные ни брали, белые запирают дамку и 2 простые черных.
В письмах участников конкурсов не только приводятся
решения позиций, но нередко дается также и оценка качества этих позиций. В них высказываются критические замечания по
поводу плохой постановки работы по шашкам и вносятся предложения, направленные на ее улучшение.Видимо, при опубликовании отчетов о проведении того или иного конкурса решений следует давать обзор и писем участников. Это будет еще больше способствовать активности многочисленных любителей шашек.
*
РУССКИЕ И СТОКЛЕТОЧНЫЕ ШАШКИ - Задачи
Б. Левман, Запереть простую
Конкурсы составления
В журнале «Шахматы в СССР» № 6 за 1956 г. был объявлен II Всесоюзный конкурс составления шашечных задач, этюдов и концовок. Его итоги подведены только в 1957 г.после получения критических оценок позиций от специалистов и рядовых любителей композиции.В данной статье освещаются результаты конкурса по задачам и концовкам в русские шашки.
Задачи На конкурс поступило так-много задач, что пришлось их распределить на две группы: в одну были выделены 24 задачи на
запирание простых, в другую — 35 на запирание дамок с простыми.
Из 1-й группы исключено б задач за совпадение с ранее напечатанными. Кроме того, пришлось исключить 4 задачи за наличие в них побочных решений. Обычно побочные решения встречаются в слабых произведениях недостаточно опытных авторов. В данном же конкурсе побочные решения оказались, к сожалению, в превосходно задуманных произведениях. Вот пример — задача, претендовавшая на одно из первых мест. К сожалению, исправить ее не удалось.
1.e3-c1a5-b42.c1-b2b6-a5
(А)
Концовки На конкурс поступило 35 концовок. Из них пришлось исключить 9 : в 5 оказались побочные решения, 2 не решались, 1
уже была на ранее проводившемся конкурсе, а 1 представляла собой простое окончание партии. Требования, предъявляемые ныне к концовкам, еще не установились. На предложение автора данной статьи (см. сборник «Шашки за 1955 г.») выступить с
обсуждением этого вопроса в печати откликов не поступило. При решении вопроса о распределении мест, занятых концовками
по сумме достоинств, мы пользовались соображениями, изложенными в упомянутой статье. К концовкам с позиционной игрой применялись требования, предъявляемые к этюдам, а к концовкам комбинационного типа — требования, сходные с теми, которые предъявляются к задачам.
Первые 3 места присуждены концовкам: № 1—3.
1.g3-h4g7-f6
2.h2-g3h8-g73.g1-h2g7-h64.g3-f4e5:g35.h2:f4f6-e56.h4-g5e5:g37.g5-f6g3-f28.f6-e7d6:f89.b4:d6f2-g110.d6-c7g1-h211.c7-b8f8-e712.b8-a7h2-e513.a3-b4e5:a114.b4-c5
№ 1. А. Виндерман (1-й приз) Ничья Почетных отзывов удостоены концовки, занявшие 4—6-е места:
Конкурс составления концовок привлек ряд новых авторов, среди которых следует отметить мастера А. Виндермана. Как ни
странно, мастера по шашкам редко принимают участие в конкурсах композиции. Между тем по своему опыту они могли бы дать
выдающиеся этюды и концовки. Среди других новых авторов следует отметить А. Демишева — одного из слушателей кружка по
шашечной композиции при Центральном шахматном клубе СССР, усердно и с увлечением занимающегося составлением концовок,и
участника ряда конкурсов решений А. Комлева. Возможно, что удачное выступление Виндермана послужит известным толчком к
более активному выступлению мастеров на поприще шашечной композиции. Подводя итоги, необходимо выдвинуть следующее
предложение принципиального порядка. Концовки такого типа, которым присуждены призовые места в данном конкурсе, могут
претендовать на включение их в число произведений шашечной композиции, оцениваемых баллами по Единой спортивной
классификации. Как и в этюдах, в этих концовках имеются варианты с разнообразной игрой, решение — строго единственное,
средства белых используются строго экономично до финала включительно
Решения задач
1/2-1/2